2075

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ-85-В

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАЧА ОБ ОПЫЛЕНИИ ЦВЕТОВ

СИТУАЦИЯ
При искусственном опылении растений поток воздуха от воздуходувки переносит пыльцу. Но растения в процессе эволюции выработали способность быстро закрывать цветы (смыкать лепестки) при сильном ветре. А слабый ветер плохо переносит пыльцу. Как быть? 

РЕШЕНИЕ
Шаг 1.1. Мини-задача. ТС для переноса пыльцы включает воздуходувку, создаваемый ею ветер, цветы (лепестки и пыльцу). ТП-1: сильный ветер хорошо переносит пыльцу, но соединяет лепестки (и пыльца не выходит). ТП-2: слабый ветер не закрывает лепестки, но и не переносит пыльцу. Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить перенос пыльцы ветром воздуходувки. 

Пояснение 1
По примечанию 4 следует заменить термин "ветер". Но ветер - природный элемент, изменяемый по условиям задачи. Поэтому можно сохранить слово "ветер", хотя, строго говоря, его следовало бы заменить словами "поток воздуха" или "поток частиц воздуха". 

Шаг 1.2. Конфликтующая пара. Изделие - пыльца и лепестки. Инструмент-ветер (сильный, слабый). 

Шаг 1.3. Схемы ТП: 

ТП-1: сильный ветер


ТП-2: слабый ветер


Шаг 1.4. Выбор ТП. Главная цель системы - перенос пыльцы. Выбираем ТП-1. 

Шаг
1.5. Усиление ТП. Будем считать, что вместо "сильного ветра" в ТП-1 действует "очень сильный ветер". 

Шаг 1.6. Модель задачи. Даны лепестки, пыльца и очень сильный ветер. Очень сильный ветер хорошо переносит пыльцу, но соединяет лепестки. Необходимо найти такой икс-элемент, который, сохраняя способность сильного ветра переносить пыльцу, обеспечил бы разъединенное положение лепестков. 

Шаг 1.7. Применение стандартов
Пояснение 2
Задача решается по стандарту 1.2.4 на устранение вредной связи введением второго поля (механическое поле ветра неуправляемо по условиям задачи, приходится вводить второе поле; введение третьего вещества недопустимо по условиям задачи). Поскольку мы рассматриваем анализ этой учебной задачи именно по АРИЗ, стандарты на этом шаге "отключены". 

Шаг
2.1. Оперативная зона. Прилепестковое пространство. 

Шаг
2.2. Оперативное время. Т1 - все время действия очень сильного ветра. Т2 - некоторое время до действия ветра. 

Шаг 2.3. Вещественно-полевые ресурсы. Воздух в прилепестковом пространстве. Механическое поле сильного ветра. 

Шаг 3.1. ИКР-1. Икс-элемент в 03, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, обеспечивает в течение 0В несоединение лепестков, сохраняя способность очень сильного ветра переносить пыльцу. 

Шаг
3.2. Усиленный ИКР-1. Для усиления ИКР-1 надо "икс-элемент" заменить словами "воздух в 03". 

Шаг 3.3. Макро-ФП. Воздух в 03 в течение всего 0В должен быть "ветронепроводящим", чтобы лепестки не соединялись, и должен быть "ветропроводящим", чтобы не мешать переносу пыльцы. 

Шаг 3.4. Микро-ФП. Воздух в 03 в течение всего 0В должен содержать силовые частицы, чтобы не пропускать ветер, и не должен содержать силовых частиц, чтобы пропускать пыльцу. 

Шаг 3.5. ИКР-2. Силовые частицы воздуха в течение всего 0В должны сами действовать на лепестки и не должны действовать на ветер (т. е. должны отталкивать лепестки друг от друга и не должны отталкивать ветер). 

Шаг 3.6. Применение стандартов. См. запись на шаге 1.7 (пояснение 2). 

Шаг 4.1.

а) Суть конфликта: в 03 есть только человечки ветра А, которые переносят пыльцу (это хорошо), но вызывают соединение лепестков (это плохо). 

 

б) По правилу 4 надо ввести частицы Б, которые, не мешая частицам А переносить пыльцу, будут мешать им соединять лепестки. Частицы Б должны находиться у лепестков и не должны занимать остальное пространство, чтобы не мешать переносу пыльцы. 


Частицы А создаются воздуходувкой. А откуда возьмутся частицы Б? Взять их можно из ВПР, т. е. из воздуха. Но откуда возникает сила, необходимая для рассоединения лепестков? 

По правилу 6 следует разделить частицы Б на Б-1 и Б-2 и получить рассоединяющую силу за счет взаимодействия Б-1 и Б-2. Очевидно, что для этого частицы Б-1 и Б-2 должны быть заряжены одноименно. 


Шаг 4.5. Получение частиц. Заряженные частицы Б-1 и Б-2 могут быть получены (по правилу 8) ионизацией воздуха (или влаги, содержащейся в воздухе). 

Шаг 5.4. Применение "Указателя физэффектов". Дерзкие формулы творчества. Петрозаводск: Карелия, 1987. С. 140. По таблице: создание сил отталкивания (между лепестками) - применение электростатических сил (раздел 4.2). 

Контрольный ответ - а.с. 755247: перед обдуванием (т.е. во время Т2) лепестки раскрывают воздействием электростатического заряда.

[ << Приложение 1. ] [ ОГЛАВЛЕНИЕ ] [ >> Приложение 3. ]