Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   
Регистр научно-фантастических идей Фантастика Рассказы

БАЛЛАДА О ЗВЕЗДАХ

Это было время, когда люди начинали прокладывать путь в Звездный Мир. Оно наступило внезапно, странное, головокружительное время властно подчинило помыслы и дела людей. Сильнее извечной тяги к морю оказался зов Звездного Мира…

  БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ

Старик думал. Он решал задачу, как шахматист, — на много ходов вперед. Из каждого сделанного им вывода вытекали новые и новые следствия, логические построения становились сложными и извилистыми. Потом все сразу упростилось. Он нащупал верный путь и мысли рванулись вперед. Над ракетодромом, заглушая печальный свист ветра, гремели мощные аккорды…

  ОПАЛЯЮЩИЙ РАЗУМ

Что такое потребность? Пища, одежда, кров... Тысячи разных вещей. Но главная вещь — ум. Что приносит больше наслаждения — хороший автомобиль или хороший ум?.. Так почему автомобиль — это потребность, а ум — нет?! Утверждаю: развитие ума и способностей — самая важная потребность человека.

Начинается эпоха новых пирамид. Не застывших на тысячелетия каменных гробниц, а живых пирамид знания. Они будут разрушаться и возникать вновь - каждая на более высоком уровне...

  ЧЕТЫРЕ МРАМОРНЫХ СЛОНИКА

— Допустим, дело происходит в начале века. В НИИ парового отопления сидит чудак, который измеряет проводимость меди при низких температурах. Запихивает медный провод в корыто со снегом, что-то измеряет... Картинка эта обидела Морева (особенно «НИИ парового отопления»), но суть он схватил мгновенно. — Вы хотите сказать, что тут можно спрогнозировать открытие сверхпроводимости?..

  ВСЯ ПРАВДА О ПЕРЛАМУТРОВЫХ МОЛНИЯХ

— Что ж,  понятно,— кивнула К.В. — Требуется  психологиче­ский комментарий? Пожалуйста. Каждой эпохе нужны свои мифы, легенды, сказки. Кто в наше время всерьез поверит в «Летучего Голландца»?  И  вот на смену старым мифам  приходят новые — с научной окраской. Я бы разделила их на две группы…

  ЛУННЫЕ ПАРУСА

В 1966 г. я провел в Институте математики СО АН СССР семинар по ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, В программе этого двухне­дельного семинара впервые был предусмотрен небольшой курс развития твор­ческого воображения (РТВ). Так получилось, что все мои книги по творчеству лишь мельком упоминали о курсе РТВ. Каждый раз не хватало места…

  ЗИНОЧКА

В несколько секунд все изменилось: она успокоилась, почувствовала уверенность, даже какую-то озорную радость. К этому моменту Зиночка готовилась восемь лет, и задача показалась ей нетрудной. С минуту она рассматривала часы. Потом решительно сняла ремешок и…

  ПРИЦЕЛ НА «СИГНАЛЬНУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ»

В ночь с пятого на шестое апреля 1960 года произошло событие, о котором еще не раз вспомнят историки. В эту ночь человечество встало на вахту межзвездной связи. В присутствии астрономов Советского Союза, Индии, Швеции и Канады двадцатишестиметровая параболическая антенна обсерватории Грин-Бенк была нацелена на звезду Эпсилон в созвездии Эридана. Так началась первая попытка установить связь с «сигнальными цивилизациями»...

  ВТОРОЙ ПУТЬ

Искра, Заря, Флора, даже ваша Луна — все это копии Земли. Будет Земля номер семьдесят и Земля номер тысяча. Вы этого хотите? Скажите, товарищ Хаютин, вы так представляете себе будущее человека в космосе: идти за сотни парсеков и все перестраивать, чтобы было как на Земле? Но Вселенная бесконечна. Значит, бесконечно повторять одно и то же? Земля, еще Земля, еще Земля... Боюсь, вы не думали об этом...

  ЧТОБЫ СТАТЬ ПРИНЦЕССОЙ

Фантастика  очень сложный мир, в котором по определенным законам рождаются новые идеи, вступают во взаимодействие со старыми, претерпевают удивительные превращения, иногда излучают ослепительный свет, а иногда остаются тусклыми. И сам этот мир, в котором движутся идеи, постоянно меняется по каким-то своим законам. Трудно исследовать столь сложный мир. Но если мы хотим, чтобы Золушка скорее стала принцессой, нужно…

  ГАДКИЕ УТЯТА ФАНТАСТИКИ

Беляев великолепно отыскивал гадких утят. Жаль, конечно, что он ни разу не объяснил — как это делается. Но когда размышляешь над собранными в таблицу идеями и потом перечитываешь написанное Беляевым, начинают вырисовываться некоторые общие принципы. Есть три типа идей…

  ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ МАРСИАН

Наша наука очень земная. Она основана на изучении различных явлений в условиях одной планеты. Нетрудно представить, насколько окрепнет и расширится фундамент человеческого знания, если наука будет опираться на изучение Марса, который мог быть похожим на Землю, но миллиарды лет развивался по-своему!

  ЭКРАН, ОТКРЫТЫЙ В БУДУЩЕЕ

Научная фантастика имеет свои принципы, свои технологические законы. И хотя эти законы и вообще законы искусства далеко не абсолютны, с ними нельзя не считаться. К сожалению, в научно-фантастических фильмах законы фантазии очень часто нарушаются грубо и без необходимости. Очевидная, казалось бы, истина: фантастика должна быть фантастичной. И все-таки подчас…

  ОБРЕСТИ КРЫЛЬЯ

Фантастика сегодня — как авиация накануне штурма звукового барьера. Авиация не могла тогда жить старыми скоростями, она должна была пробить, преодолеть барьер. Фантастика, по самому существу своему устремленная в будущее, не может жить бесконечными повторами одних и тех же тем, сюжетов, приемов. Она вновь должна обрести крылья..

  ТРУДНОСТИ РОСТА

В современной фантастике немало нерешенных проблем. Но это трудности роста. Фантастика берется за решение все более сложных задач. Признаюсь, я уверена, что фантастика когда-нибудь станет ведущим литературным жанром. В быстро развивающемся обществе литература должна смотреть вперед.

  К ИСТОРИИ КУРСА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Я получил несколько писем с просьбой изложить историю курса РТВ. Мне кажется, история возникновения и становления курса РТВ представляет интерес для всех преподавателей и разработчиков ТРИЗ как материал для размышлений о дальнейших путях развития курса. Поэтому я решил ответить не в письмах, а в виде отдельной справки...

  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньшим, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп?..

  ЭТЮДЫ О ФАНТАЗИИ

Суждение о фантазии подобны суждениям о природе теплоты в конце 18 века. Теплота - это когда в теле много теплорода. А что такое теплород? Это такая невесомая, незримая, неосязаемая субстанция, которая является носителем тепла... Впрочем, в конце 18 века каждый мог легко определить температуру, а мы до сих пор не умеем определять "градусы фантазии"...

  О ЧЮРЛЕНИСЕ (СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЖИВОПИСИ)

…Чюрлёнис - очень крупный изобретатель. Не в технике. Творческая жизнь Чюрлёниса очень коротка. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году. Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. 400 картин. Так получилось, что во многих картинах Чюрлёниса отчетливо просматриваются приемы, методы, подходы, операторы, которые он применял для решения задач. Совокупность этих обстоятельств сделала биографию Чюрлёниса очень примечательной, интересной с позиций ТРИЗ...

  СИЛА ФАНТАЗИИ

Стало прописной истиной, что фантазия играет огромную роль в любой творческой деятельности, в том числе и научно-технической. Но удивительный парадокс: признание величайшей ценности фантазии не сопровождается планомерными усилиями, направленными на ее развитие...

  ШКАЛА "ФАНТАЗИЯ-2"

Шкала "Фантазия" предназначена для оценки фантастических идей. Правильная оценка позволяет совершенствовать процесс генерирования идей и получать идеи более высокого класса...

  ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ШКАЛЫ "ФАНТАЗИЯ" В КУРСЕ РТВ

Существует шкала Бофорта для оценки силы ветра. Есть шкала силы землетрясений. Существование подобных шкал не вызывает возражений: оцениваются внешние силы. Иное дело - литературная шкала. Она непосредственно затрагивает интересы авторов и редакторов, и - что намного важнее - вкусы читателей...

  ФАНТОГРАММЫ

Обычная механика фантазирования состоит в том, что человек берет объекты в привычной зоне или возле нее и подвергает их простейшим изменениям (чаще всего - комбинационным). Или старается во что бы то ни стало "нафантазировать побольше" и придумать объекты, вообще лежащие в иной плоскости (...) Фантазия писателя-фантаста, как показали анализ фонда НФ-идей и непосредственные эксперименты, основывается на ...

  МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ ФАНТАЗИИ

Из 220 учебных часов на курс развития творческого воображения отведено только 25 часов. Но каждый час надолго запоминается слушателям. Я расскажу о нескольких занятиях. Фантазия всегда остается ездой в незнаемое. Вероятно, с другими слушателями те же занятия прошли бы иначе.
Но у нас было так.

  ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ

В ТРИЗ тоже нужна фантазия, но иная: не прыжки наугад, а управляемый полет.

…Передо мной лежал скучнейший справочник по свойствам жидкостей и газов (цифры, одни только цифры), я лихорадочно подсчитывал сжимаемость очередного газа и открывал подводные озера, которые могли быть где-нибудь на дне Тихого океана...

  ПУТЕШЕСТВИЕ К ЭПИЦЕНТРУ ПОЛЕМИКИ

30 июня 1908 года над тунгусской тайгой прогремел огром­ной силы взрыв.  Во всяком случае, то, что наблюдали очевидцы 30 июня 1908 года, совсем не похоже на падение обычного метеорита и, наоборот, прямо наталкивает на вывод о столкновении с "огненным лучом". Лучевая гипотеза включает утверждения разные по степени вероятности. Но соображения о необходимости искать лучевые сигналы с ближайших звезд представляются нам бесспорными.

Таким образом, лучевая гипотеза рисует следующую - во многом предположительную - картину.

  ГОРИЗОНТЫ ФАНТАСТИКИ

Было время, когда научная фантастика казалась мне отделенной глухим забором от настоящей, большой литературы. В настоящей литературе были настоящие писатели, я и не помышляла, что можно писать на их уровне. Теперь я думаю иначе...

  НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЧТО ЧИТАТЬ?

Для развития творческого воображения необходимо РЕГУЛЯРНО читать научно-фантастическую литературу. Каждый НФ-рассказ представляет собой, в сущности, разбор упражнения "на фантазию": дана необычная ситуация, рассмотрены ее следствия. Систематическое чтение НФЛ снижает психологическую инерцию, развивает гибкость мышления, помогает видеть и принимать смелые, неожиданные технические решения, приучает к использованию необычных приемов. Вот, например...

  ЗАЧЕМ НУЖЕН РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ

Когда 40 лет назад я решил заняться методологией изобретательства, мне говорили: зачем это нужно, сиди себе и изобретай. Прошло два десятка лет от работы над методологией изобретательства, и стало ясно - нужно было заниматься методологией. После этого я принялся за методологию фантастики. Хотел понять - как возникают принципиально новые идеи, каков механизм прогнозирования будущего. На мой взгляд, невероятно интересно понять внутреннюю механику фантазирования - самого удивительного человеческого качества. И тут мне говорили: не надо, пиши рассказы.

В 1964 году я начал составлять "Регистр современных научно-фантастических идей"...

  ПРЕДИСЛОВИЕ К РЕГИСТРУ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ

С классификации предмета исследований начинается, как известно, любая новая наука. Без линнеевской классификации животного мира не было бы современной биологии. Без хаббловской классификации галактик не было бы современной внегалактической астрономии. Без альтшуллеровской классификации изобретений не было бы современной ТРИЗ. А без Регистра не могла возникнуть наука, у которой и до сих пор нет всеми признанного названия - наука о фантазировании.
Прошло почти 40 лет после того, как в Регистр были занесены первые НФИ…

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 1.

КЛАСС ПЕРВЫЙ - "КОСМОС"
Десять подклассов, сотни групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 2.

КЛАСС ВТОРОЙ - "ЗЕМЛЯ"
Шесть подклассов, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 3.

КЛАСС ТРЕТИЙ - "ЧЕЛОВЕК" (включая особенности будущего человека)
Восемь подклассов, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 4.

КЛАСС ЧЕТВЕРТЫЙ - "ОБЩЕСТВО"
Семь подклассов, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 5.

КЛАСС ПЯТЫЙ - "КИБЕРНЕТИКА"
Шесть подклассов, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 6.

КЛАСС ШЕСТОЙ - "ИНОПЛАНЕТНЫЕ РАЗУМНЫЕ СУЩЕСТВА"
Два подкласса, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 7.

КЛАСС СЕДЬМОЙ - "ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ" 
Шесть подклассов, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 8.

КЛАСС ВОСЬМОЙ - "ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО" 
Шесть подклассов, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 9.

КЛАСС ДЕВЯТЫЙ - "ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИСХОДНЫЕ СИТУАЦИИ" 
Десять подклассов, множество групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 10.

КЛАСС ДЕСЯТЫЙ - "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ИДЕИ" (кроме входящих в классы 1,2 и 5)
Восемнадцать подклассов, сотни групп, а также...

  РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ. КЛАСС 11.

КЛАСС ОДИННАДЦАТЫЙ  - "ЭКОЛОГИЯ" 
Три подкласса, множество групп, а также...

  РЕГИСТР КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не думаю, что даже внимательный и усидчивый читатель прочитал Регистр от первой до последней страницы. Не для такого "сквозного" чтения этот труд предназначен...

  ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАКАЗАННЫЕ МЕЧТОЙ

Научная фантастика, в сущности, еще очень молода: первый научно-фантастический роман появился немногим более ста лет назад. За столетие фантастика превратилась в неисчерпаемый источник научно-технических идей. Родословная многих изобретений начинается с идей, высказанных фантастами. Характерный пример…

  ПРИЦЕЛ НА «СИГНАЛЬНУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ»

Нет сомнения в том, что мы находимся на пороге эры межзвездной связи. Молодая земная цивилизация настойчиво и небезуспешно ищет средства межзвездной связи. Представьте себе, например, что сотни тысяч лет назад к безлюдной еще Земле непрерывно шли чужие сигналы. Но никто не отвечал на «вызов». И посылавшие сигналы вычеркнули Землю из длинного списка «абонентов»…

  ГРИАДНЫЙ КРОКОДИЛ

Кто-то провел отчаянный эксперимент: в Москве и Московской области отобрали двадцать ребят школьного возраста, старшеклассников, хорошо знающих фантастику. И мне надо было с ними встретиться. И вот, понимаете, как получилось: то ли я попал под обаяние этой банды, то ли начал работать синхронно с ними. Я высказал идею, которая, как мне показалось, должна облагородить их и сделать посерьёзнее. Я сказал: «Знаете, существует много литературных премий за хорошее произведение, но у нас нет ни одной премии за худшее произведение года. Давайте давать такой приз за худшее произведение в фантастике и ежегодно будем его мотивированно вручать».