Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать





   
Регистр н/ф идей Фантастика Рассказы

Курс развития творческого воображения (РТВ) очень широко используется
в преподавании. При этом часто упускается из виду, что это лишь
вспомогательный инструмент, который сам нуждается в развитии.

© Альтшуллер Г.С., 1982
К ИСТОРИИ КУРСА ПО РТВ
(Справка по курсу РТВ)

Я получил несколько писем с просьбой изложить историю курса РТВ. Мне кажется, история возникновения и становления курса РТВ представляет интерес для всех преподавателей и разработчиков ТРИЗ как материал для размышлений о дальнейших путях развития курса. Поэтому я решил ответить не в письмах, а в виде отдельной справки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

С чего вести отсчет возникновения той или иной системы (теории, машины и т.д.)?

Истории предшествует предыстория: мечты, надежды, смутные и чаще всего ошибочные догадки. История авиации началась с создания самолета, но до этого была долгая предыстория - мифы, наивные проекты, попытки сделать крылья... Предыстория отграничена от истории двумя событиями: сначала возникает новая идея (событие А), затем появляется работоспособный аппарат, реализующий эту новую идею (событие Б). В истории создания электрической лампы между событиями А и Б почти четыре десятка лет: от лампы Грове (1840 г.) до лампы Эдисона (1879 г.). Иногда история начинается (событие В) со слияния ранее независимых линий А1-Б1 и А2-Б2 (самолет = планер + двигатель внутреннего сгорания).

Короткой пока истории ТРИЗ предшествовала долгая предыстория: высказывались мысли о том, что все зависит от счастливой случайности, прирожденных способностей, группы крови и т.д. История ТРИЗ начинается с момента (1946 г.), когда сформировался ОСНОВНОЙ ПОСТУЛАТ: технические системы развиваются по объективно существующим диалектическим законам, эти законы можно использовать для сознательного - без слепого перебора вариантов - развития технических систем и решения изобретательских задач.

Это было событием А. Через два года (1948 г.) произошло событие Б - появился первый работоспособный АРИЗ, еще очень короткий - всего несколько шагов, - но уже включающий операции по выявлению и преодолению технических противоречий с помощью небольшого еще набора приемов.

Эти предварительные соображения необходимы, чтобы пояснить ситуацию с РТВ. Я считаю, что В РТВ ПРОИЗОШЛО СОБЫТИЕ А  И  НЕ ПРОИЗОШЛО ЕЩЕ СОБЫТИЕ Б.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Иногда историю РТВ начинают с древних времен: Аристотель сказал... Леонардо предлагал... проф. Икс утверждал... проф. Игрек писал... Все это не история, а предыстория.

(Любопытно отметить, что предыстория не кончается с наступлением событий А и Б и переходом к истории: предыстория лишь постепенно вытесняется историей.)

СОБЫТИЕ А

Курс РТВ (предмет РТВ, будущая наука о РТВ) возник (подобно самолету) в результате слияния двух линий: литературной и технической. Поэтому правильнее в данном случае говорить о двух событиях - А1 и А2.

Занимаясь научной фантастикой, я пришел к выводу, что развитие НФ-идей подчинено объективно существующим законам; можно выявить эти законы и использовать их для сознательного генерирования НФ-идей. Произошло это в 1959 г. (в конце 1958 г. в журнале "Знание-сила" был опубликован первый мой фантастический рассказ).

В том же 1959 г. я провел семинар по ТРИЗ в Министерстве строительства Азербайджана. Строительство (тем более в Баку в 1959 г.) было отраслью, весьма далекой от смелых технических решений. Многие интересные идеи, возникающие при решении задач, отвергались, на мой взгляд, только от недостатка воображения.

В 50-е годы в АРИЗ вошло понятие ИКР. Не только результат решения, но сам процесс обработки задачи стал требовать сильной фантазии. Чтобы выйти на идею, условно скажем, в 10 фантастических единиц, нужно было сформулировать ИКР в 100 единиц... Стало очевидным: надо тренировать фантазию на идеях в 1000 единиц, чтобы в процессе решения задачи легко проводить мысленные операции в 100 единиц и принимать ответы (в 10 единиц), которые неподготовленному уму кажутся нереальными.

СОБЫТИЕ Б - ГДЕ-ТО ЗА ГОРИЗОНТОМ

Итак, наметилась четкая цель: развитие и закалка фантазии. Поначалу казалось, что достижение этой цели не связано с особыми трудностями. Есть обширная НФ-литература с множеством великолепных, смелых, сильных фантастических идей: надо чтобы слушатели втянулись в обильное чтение НФЛ, это повысит уровень фантазии.

Практика, однако, показала, что НФЛ решает задачу лишь частично. Да, уровень фантазии ощутимо повышается, но не в той мере, в какой этого требует применение ТРИЗ. Сохраняется барьер между "фантастикой из литературы" и "фантастикой из жизни". Литературная идея может быть очень фантастичной - это не вызывает протестов и даже нравится. Но фантастичность - даже весьма небольшая - технической идеи рассматривается, как нечто отрицательное. Хотя на самом деле умеренная фантастичность - это всего лишь новизна, необычность, непривычность вполне осуществимой идеи.

Преодолеть барьер между "литературой" и "жизнью" можно только упражнениями, при выполнении которых слушатели будут сами вырабатывать фантастические идеи: СВОИ идеи более приемлемы. К тому же интенсивность упражнений может быть очень высокой: за время, необходимое для чтения повести в сто страниц с двумя средними идеями, можно проделать десяток упражнений...

Упражнениям надо учить: потребовались правила, приемы, методы генерирования НФ-идей. В литературе имелись указания лишь на простейшие приемы типа "гиперболизация", "объединение" и т.п. Аналогичная ситуация была в 40-е годы в ТРИЗ - на самом начальном этапе. Но в технике существовал готовый патентный фонд - материал для выявления приемов. А в "фантазировании" патентного фонда не было. Стало ясно: для создания работоспособной системы приемов необходимо собрать патентный фонд НФЛ, исследовать технологию производства НФ-идей, выявить методы генерирования сильных идей.

До события Б было еще далеко...

ПЕРВЫЕ РАЗРАБОТКИ

Видимо, первой разработкой следует считать исследование НФ-идей Жюля Верна. Таблица и комментарий опубликованы в 1963 г. - "Долгая вахта Ж. Верна", альманах "Мир приключений". В дальнейшем аналогичная работа проделана по произведениям Г. Уэллса (таблица и комментарий - в сборнике "Эти удивительные звезды", Баку, 1968 г.) и А. Беляева ("Гадкие утята фантастики" - сборник "Полюс риска", Баку, 1970).

В 1964 г. в Тамбовском книжном издательства вышла брошюра В. Журавлевой "Изобретения, заказанные мечтой". Видимо, это первая печатная работа по РАЗВИТИЮ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ФАНТАЗИИ на основе использования НФЛ. Основные положения брошюры:

  1. НФЛ является неисчерпаемым источником научно-технических идей для всех отраслей техники.
  2. НФЛ может дать изобретателям перспективные темы; надо составить по НФЛ "темник".
  3. В НФЛ идеи "сделаны" приемами, которые аналогичны приемам, используемым при генерировании новых НТ-идей.
  4. Интересны не только обоснованные идеи НФЛ: даже заведомо неверные, чисто фантастические идеи стимулируют развитие воображения.

"РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ"

В 1964 г. я составил первый вариант "Регистра современных НФ-идей": этим было положено начало созданию патентного фонда НФЛ. В дальнейшем (1964 - 1971 гг.) подготавливались все более полные модификации "Регистра" - их было около десятка. Поскольку школы ТРИЗ в 60-е годы не существовали, каждая новая модификация "Регистра" размножалась всего в 10 экземплярах и рассылалась в издательства, редакции, писателям-фантастам.

Редакторы встречали "Регистр" более или менее терпимо: полезный справочник... Писатели-фантасты рассердились. Я многократно оговаривал, что НФЛ - художественная литература, и что идеи - только одна компонента НФЛ. Но писатели-фантасты восприняли "Регистр" как инструмент для редакторской экспертизы новизны своих произведений: "Регистр не нужен... в фантастике может и не быть идеи... идеи могут быть старыми... Альтов сводит НФЛ к НТ-идеям..." А. Шалимов опубликовал "противорегистровый" рассказ-памфлет "Брефанид" - фантасты энергично отказывались от инструмента для работы...

Пройдет лет 15, в Ленинграде будет семинар по РТВ для писателей-фантастов, и однажды руководитель семинара С. Литвин напишет мне, что Александр Иванович Шалимов занимается с большим энтузиазмом: даже будучи больным, прислал выполненное домашнее задание...

"Регистр" пополнялся: 100 страниц... 400... 1000... Совершенствовалась классификация. Наряду с современными идеями в "Регистр" стали включать идеи из старой фантастики - это позволяло точнее прослеживать логику развития идей. "Регистр" постепенно пополнялся не только идеями, но и комплексами идей - ситуациями, сюжетами.

В 1966-1968 гг. "Регистр" позволил найти ряд приемов генерирования НФ-идей. Наиболее существенной "добычей", на мой взгляд, было выявление 4-х этапов развития НФ-идеи. Первая публикация об этом - в журнале "Детская литература" N 8, 1968 г. Более полная - "Краски для фантазии" в журнале "Литературный Азербайджан" N 11, 1970 г. (и в сборнике "Фантастика-71", изд. "Молодая гвардия"). Практическое применение четырехэтапного эвроритма в литературе - повесть "Третье тысячелетие" ("Сборник научной фантастики", вып. 14, изд. "Знание", 1974).

РТВ СТАНОВИТСЯ ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТОМ

В 60-е годы не было стационарных школ ТРИЗ, проводились только семинары. Поэтому не было и условий для введения отдельного курса РТВ в занятия по обучению ТРИЗ. На семинарах элементы РТВ использовались по ходу занятий - в виде отдельных упражнений.

Первая стационарная школа ТРИЗ открыта в 1970 г. - это Молодежная изобретательская школа при ЦК ЛКСМ Азербайджана и РС ВОИР. Составляя программу школы на 132 учебных часа, я выделил - как отдельный предмет - "Развитие творческого воображения" и отвел на это 16 часов. Была выпущена брошюра с учебной программой. По-видимому, это первый специальный документ, в котором отражен курс РТВ. В 1971 г. школа была прео бразована в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества - Ред.),программа увеличивалась - увеличивалось и время, отведенное на РТВ.

"ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ"

К 1970-71 гг. четко определились основные отличия курса РТВ от разного рода курсов развития фантазии за рубежом:

  1. Развитие воображения опирается на сознательное использование законов развития систем. Так, метод моделирования маленькими человечками основан на одной из главных тенденций развития систем - увеличении степени дисперсности рабочих органов. В "Синектике" Гордона используется эмпатия, игнорирующая этот закон и потому намного более слабая.
  2. Фантазия рассматривается как вектор ("прыгучесть мысли"): важна не только длина прыжка, но и его направление. Курс РТВ нацелен прежде всего на получение УПРАВЛЯЕМОЙ ФАНТАЗИИ.
  3. Источниками сильных методов и приемов служат ТРИЗ и "Регистр НФ-идей".
  4. Курс РТВ связан с обучением ТРИЗ: акцент сделан на те упражнения, которые развивают качества, необходимые для применения ТРИЗ. Вместе с тем курс РТВ связан с надсистемой - развитием сильного мышления: в курс включены и упражнения, выходящие за пределы техники.
  5. Обучение - как и в ТРИЗ - ведется по принципу: требовать только то, чему научили (т.е. не рассчитывать, что слушатель сам по себе - без овладения законами, правилами, методами - сумеет генерировать сильные Ф-идеи).

Как велись занятия в те годы, видно по публикациям:

  1. Г. Альтшуллер "Проверьте свою фантазию", журнал "Вокруг света", N 11, 1970;
  2. Г. Альтов "Вектор фантазии", сб. "Фантастика 73-74", изд. "Молодая гвардия";
  3. Главы "Вектор фантазии" и "Курс эртэвэ", вошедшие в книгу А. Селюцкого и Г. Слугина "Вдохновение по заказу", изд. "Карелия", 1977.

Мне представляется существенным, что в первой половине 70-х годов на занятиях были найдены эффективные методы — фантограммы, моделирование маленькими человечками, поиск икс-фактора на планете, закрытой "условными облаками", "золотая рыбка", оператор РВС и др. Особенно важно, по моему мнению, создание "многоэкранной" схемы сильного мышления.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ П. АМНУЭЛЯ

В 60-е годы был один преподаватель ТРИЗ-РТВ. С возникновением АзОИИТ появилась необходимость в подготовке других преподавателей, создании учебных пособий, разработке методических материалов. Эту работу предстояло выполнить Общественной лаборатории методики изобретательства (ОЛМИ) при ЦС ВОИР.

Сотрудник ОЛМИ Павел Амнуэль разработал учебное пособие для инженеров и изобретателей "Научно-фантастическая литература". В 1972 г. пособие было оформлено в виде ротапринтного издания (334 стр.), применялось на занятиях в АзОИИТ, затем в Днепропетровске. В последующие годы пособие неоднократно перепечатывалось и копировалось.

Основное место в пособии отведено НФЛ, причем упор сделан на рассмотрении взаимосвязи НФЛ и техники. Первая часть пособия посвящена классической фантастике, вторая - фантастике русской и советской, третья - зарубежной фантастике. Четвертая часть - "Элементы теории фантастики". Рассмотрены методы генерирования Ф-идей:

1) использование приемов;

2) оператор РВС;

3) ступенчатое конструирование;

4) метод ассоциаций;

5) метод фокальных объектов;

6) мозговой штурм;

7) морфанализ;

8) применение фантограмм;

9) метод тенденций.

Приведен "Практикум" - 100 упражнений.

В 1975 г. П.Амнуэль обновил текст - получилось более компактное пособие в трех частях (по 40 машинописных страниц): история НФЛ, современное состояние, практикум. Последняя часть легла в основу брошюры В. Михайлова и П. Амнуэля "Развитие творческого воображения" (методические указания к практикуму), изданной в 1980 г. Чувашским госуниверситетом (г. Чебоксары).

НЫНЕШНЯЯ СИТУАЦИЯ

В 1976-82 гг. программы многих школ ТРИЗ включали - в том или ином объеме - курс РТВ. Накапливался опыт, особенно в Волгограде и Ленинграде. И все-таки продвижения вперед, на мой взгляд, не было. Более того, наметилось движение в сторону усиления метода проб и ошибок. Это обычное явление, оно наблюдается и в развитии некоторых разделов ТРИЗ: если нет новых опорных идей, если не вскрыты новые пласты информации, если нет продвижения вперед, начинается движение в сторону и назад. Скатываться нетрудно и даже приятно: не нужно особых усилий, а со стороны - невнимательному наблюдателю - кажется, что есть движение и, следовательно, все прекрасно.

Прошедшее десятилетие потребовало напряжения сил на главном направлении - развитии ТРИЗ. И ТРИЗ бурно совершенствовалась: появились АРИЗ-77 и АРИЗ-82, вепольный анализ, стандарты, укрепился информационный фонд. А курс РТВ застыл на теоретическом уровне 1972 г. Не наступило событие Б - НЕ ПОЯВИЛОСЬ В РТВ ТАКОГО РАБОТОСПОСОБНОГО АППАРАТА, КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ, НАПРИМЕР, АРИЗ.

Виновным я считаю себя - не уделял РТВ должного внимания, а в последние 2-3 года либерально относился к привнесению в РТВ элементов МПиО.

Естественно, положение будет выправлено. Но это уже другая тема, выходящая за рамки краткой информации об истории возникновения курса РТВ.

28.02.82