719

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 15.05.1979. - С.4.
ПО МЕТОДУ ШЕРЛОКА ХОЛМСА

Вы, наверное, заметили, что задачи, которые мы даём, имеют очень простые ответы. Читаешь такой ответ и удивляешься: ведь были знания, необходимые для решения, а задача почему-то не поддавалась... Вспомните задачу о долгоносиках: как измерить температуру у маленького жука долгоносика? Многие ребята предложили поместить в стакан, скажем, 100 долгоносиков, измерить температуру обычным медицинским термометром, а потом разделить эту температуру на 100. Досадная ошибка! Все знают, если сжать пять пальцев в кулак, температура не поднимается в пять раз. Если собрать в стакан 100 долгоносиков, температура тоже не поднимется в 100 раз. Поэтому совсем не нужно делить измеренную температуру на 100...

Знаменитый сыщик Шерлок Холмс, герой произведений Конан-Дойля, сказал однажды доктору Ватсону: "Всякая задача оказывается очень простой после того, как вам её растолкуют". По мнению Шерлока Холмса, всё дело в том, что люди плохо используют свои знания. Мозг, говорит он, похож на маленький чердак. Один человек заполняет чердак случайными вещами, и полезные вещи уже некуда поместить, да и не найдёшь их среди всякого хлама. "А человек толковый, - продолжает Холмс, - тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и всё он разложит в образцовом порядке".

Шерлоку Холмсу приходилось решать задачи "сыщицкие", криминалистические. Но они во многом похожи на изобретательские задачи. Взять хотя бы рассказ "Человек с рассечённой губой". Из помещения исчез человек. Выйти или спрятаться внутри дома он не мог. Куда же он делся? Явное противоречие: человек находится где-то здесь, он не мог пропасть, и человека здесь нет, потому что все присутствующие в помещении - другие люди... Такие задачи встречаются и в изобретательской практике. Когда авиаконструктор С. В. Ильюшин создавал свой прославившийся впоследствии штурмовик "ИЛ-2", возникало противоречие: требовалось установить броню для защиты лётчика, а нельзя было ставить броню, потому что это утяжелило бы самолёт. Ильюшин нашёл очень остроумное решение. Части корпуса самолёта стали по совместительству выполнять обязанности броневой защиты. Получилось, что броня есть и брони вроде как бы и нет... А теперь вернёмся к рассказу "Человек с рассечённой губой". Чётко сформулировав противоречие, Холмс пришёл к выводу: кто-то из находящихся в доме людей "по совместительству" должен быть тем исчезнувшим человеком, которого ищут. Человек есть, но его вроде бы и нет, потому что он тщательно загримирован под другого.

Шерлок Холмс говорил: "Я никогда не гадаю. Очень дурная привычка: действует пагубно на способность логически мыслить". Холмсу не нужно было искать решение задачи наугад, потому что память его хранила инструменты для решения - сведения о том, какими приёмами устранить то или иное противоречие. Такие инструменты очень нужны и изобретателю. Когда вы решаете задачу, постарайтесь запомнить противоречие и "ключи" к нему. Эти "ключи" пригодятся при решении многих других задач.

Читая (или перечитывая) рассказы Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, обратите внимание на приёмы, используемые Холмсом. Рассказы о нём - это не только увлекательные приключения, но и своеобразный учебник мышления. Не зря Корней Иванович Чуковский так отозвался об этих рассказах: "Каждый рассказ о Шерлоке Холмсе есть, так сказать, наглядный урок о могуществе человеческого разума".

ПУДРА НА КОНВЕЙЕРЕ

На горном комбинате была транспортная линия - от одного цеха к другому. Тонко измельчённая руда, переходя с конвейера на конвейер, в конце концов пошла к печам. Работницы, обслуживающие линию, пожаловались инженеру: руда - как пудра, при малейшем движении воздуха разлетается.

- А что можно сделать? - сказал инженер. - Мы эту пудру смачиваем, но толку мало. Сильно намочить нельзя...

- Может быть, чем-то прикрыть? Но работы вам прибавится: придётся укладывать сверху что-то, потом снимать...

И тут появился изобретатель.

- Покрытие должно быть, - сказал он, - чтобы не было пыли. И покрытия не должно быть, чтобы не было лишних хлопот. Следовательно, надо...

Как вы думаете, что надо?

Ждём ваших писем.

ПРУЖИНУ ЗАМОРОЗИЛИ...

Задача была такая: нужно поместить в прибор сжатую пружину, причём связывать её нельзя, потому что после установки пружина должна быть свободной. "Поместим пружину в воду. Сверху положим на неё тяжёлый предмет. Затем воду заморозим в холодильнике, - предлагает ученица (г. Краснодар). - В приборе лёд растает, и сжатая пружина освободится". Что ж, отличная идея! Девочка пишет, что ей недавно исполнилось 12 лет. Как видите, это не помешало ей решить "взрослую" изобретательскую задачу...

"Предлагаю заморозить сжатую пружину в сухом льду", - пишет ученик (г. Уфа). Сухой лёд при нагревании превращается в газ, не надо беспокоиться об удалении воды из прибора. Правильные решения прислали многие ребята. Молодцы!

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей