Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать









   

© Альтшуллер Г.С., 1985
ФОНД ДОСТОЙНЫХ ЦЕЛЕЙ

Занятия по ТРИЗ преследуют две цели:

1) обучение новой технологии решения изобретательских задач;

2) воспитание качеств, присущих творческой личности.

В ходе занятий на семинарах в Новосибирске (1984), Днепропетровске (1984), Пензе (1985) обсуждался вопрос - какие именно качества в первую очередь присущи творческой личности? Было выделено 6 таких качеств:

1. Наличие значительной, новой (еще не достигнутой) и общественнополезной цели. Например, у Шлимана была цель - раскопать Трою, доказать, что Гомеровская Греция была реальностью, вернуть человечеству античный мир: его города, дома, храмы, статуи...

2. Наличие комплекса реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель останется суетной мечтой, если не будет разработан пакет планов на 12 лет, на 5 лет, на год, на месяц, на день. Очевидно, нужен регулярный контроль выполнения планов. В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Например, Чюрленис, задумав синтезировать живопись и музыку, учился основам живописи. Швейцер, планируя миссионерскую деятельность, "с нуля" освоил профессию врача.

3. Высокая работоспособность (в выполнении планов). Как правило, реализация планов требует высокой ежедневной "выработки". Картотека В.А. Обручева содержала тридцать пудов (!) аккуратно исписанных листочков тетрадного формата. После Ж. Верна осталась картотека в 20000 тетрадок.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели необходимо решить десятки и сотни изобретательских задач (в широком смысле слова). Нужно уметь их решать - нужны опыт, приемы, методика, в идеале - научная технология решения задач.

5. Способность отстаивать свои идеи - "умение держать удар". Чем новее цель и чем дальше удалось в ней продвинуться, тем, как правило, больше отрыв от общего уровня. Отрыв неизбежно приводит к конфликтам. Надо быть готовым к ударам и уметь их "держать" без писка.

6. Результативность. Если первые пять качеств налицо, должны быть частичные положительные результаты на пути к цели (иначе есть опасность, что цель - создание вечного двигателя или что-то в этом роде).

ТРИЗ непосредственно связана с четвертым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя получить высоких показателей по четвертому пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах занятий по ТРИЗ все больше места отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (жизнь В.И. Ленина) или к отдельным качествам (например, А.А. Любищев - система планов и ежедневный контроль их выполнения). Однако показ на примерах - начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой - результат первых пяти) нужна технология (методика, набор рабочих инструментов и т. д.). Между тем хорошо разработанная технология есть у нас только по четвертому пункту - это ТРИЗ, новая технология решения изобретательских задач.

Прежде всего необходимо разработать новую технологию выбора цели. Творческая мысль в этой области находится на крайне низком уровне, как когда-то в технике решения задач. Считается, что все зависит от случая или от прирожденных способностей. Нужна научная теория выбора целей. Начинать эту работу следует с создания Фонда Достойных Целей - списка (или картотеки) целей. Такой фонд остро необходим уже сейчас для обучения ТРИЗ школьников, студентов, молодых инженеров. В особенности - школьников. Вести их обучение ТРИЗ без увлекательной цели просто невозможно: ТРИЗ - инструмент для достижения цели, а не самоцель.

Что считать Достойной Целью?

Вот пример. 15-летний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхемкий аккумулятор. Гулиа работал в этом направлении свыше четверти века (подробности см. в книге Н.В. Гулиа "В поисках энергетической капсулы". Детская лит., 1984 г.) Пришел к выводу, что искомый аккумулятор - маховик. Начал делать маховики (сам, дома), решил множество изобретательских задач, упорно гнул свою линию (один штрих: а. с. 1048196 выдали Гулиа в 1983 г. - по заявке, сделанной еще в 1964 г.: 19 лет борьбы за признание своего изобретения!) В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов. Стал крупнейшим в мире авторитетом по супермаховикам.

Другой пример. Одна американская фирма выпустила кольца с камнями, меняющими цвет в зависимости от настроения владельца. Обычно камень в этих кольцах зеленый, но если человек чем-то взволнован, зеленый цвет сменяется фиолетовым. На страх и угнетенное состояние реагирует почернением. Забавно, правда? Секрет прост. Под прозрачным камнем помещен слой жидкокристаллического вещества, меняющего свой цвет при изменении температуры. Температура пальца зависит от эмоционального состояния человека. Колебания температуры - невелики - от 31 до 33 градусов, но этого достаточно для чувствительных жидких кристаллов. Самое потрясающее: за полтора месяца только в США продали 35 миллионов таких колец.

Изобретение такого кольца - задача, посильная кружку юных техников. Но тут использован всего-навсего один физический эффект! А физэффектов 5000... Возникает большая цель: революция в ювелирных украшениях (это ведь тоже технические системы) за счет использования физэффектов. Можно, например, применить электреты. Можно использовать нитинол или переход через точку Кюри. Тут неограниченные возможности. Это опять-таки доступно даже школьникам. Цель красивая, легко подстраивающаяся к личным особенностям взявшегося за эту цель человека. И полезная для общества, для государства. Цель не обязательно должна быть технической. Она может относиться к любой области человеческой деятельности. Например, такая цель: придумать детские праздники. Смешно, но нет ни одного чисто детского праздника! Праздников для взрослых - хоть отбавляй, а детского праздника со всеми его особенными атрибутами нет.

Итак, нужен фонд Достойных Целей. Как первый шаг на пути к разработке общей методики выбора цели. Речь идет о целях для одного человека или для небольшой "команды" (как у Хейердала). Иногда отсутствие личной цели оправдывают наличием цели у большого коллектива. Это разные вещи.

Один из источников цели - фантастическая литература. Классический пример: толчок всей работе Циолковского дал роман Ж. Верна "Из пушки на луну". Цели могут быть "извлечены" не только из НФЛ. Здесь применимы испытанные тризовские методы, прежде всего, прогнозирование на основе законов развития систем. Особое внимание нужно обратить на создание метода и приемов генерирования целей.

15.02.85