778

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1986
О КАЧЕСТВАХ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
(ИЗ КНИГИ "НАЙТИ ИДЕЮ")

Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение условий задачи и сбор необходимой информации. Решить - в смысле найти идею решения. Но идею нужно разработать, доказать её новизну и реальность, наконец, внедрить. Известный новатор, токарь-лекальщик, автор книги "Жизнь - поиск" Борис Фёдорович Данилов писал: "Создание новшества идёт примерно по четырём этапам. Обдумывание цели /идеи/ - это нелегко. Добиться её признания значительно труднее. "Обжелезить" и довести образец до серийного выпуска почти невозможно. А получить положенное законом скромное вознаграждение уже невозможно вообще /Данилов Б. Надежда новатора. - Литературная газета, 1985, 1 янв., с. 2./. Думается, в пылу полемики Данилов сгущает краски: вряд ли вот так - по четырём этапам - резко нарастают трудности. Но трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют. Вызваны они не столько кознями консерваторов, как полагает Данилов, сколько необходимостью /я бы сказал: закономерной необходимостью/ ломать устоявшиеся научно-технические концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.

Борьба со старыми представлениями - трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют "умением держать удар". И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств твореской личности - минимально необходимый "творческий комплект".

1. Прежде всего нужна достойная цель - новая /ещё не достигнутая/, значительная, существенно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъёмкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришёл к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики - своими силами дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шёл к цели /один штрих: а.с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. - по заявке, сделанной ещё в 1964 г; 19 лет борьбы за признание изобретения!/. В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остаётся смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц.

В идеале нужна система /описанная Д. Граниным в книге "Эта странная жизнь"/, которой придерживался биолог А.А. Любищев. Это регулярный учёт выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.

В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходиться начинать с нуля. М.К. Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошёл в начальную художественную школу /а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом/: вместе с подростками осваивал азы живописи.

3. Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная "выработка" - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трёх часов в день. Картотека В.А. Обручева содержала 30 пудов /!/ аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: "Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришёл только благодаря систематическим, продуманным поискам решения"... /Лятиль П., Ривуар Ж. С небес в пучины моря. - М., Гидрометеоиздат, 1967, с. 54./. Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приёмов. Не случайно многие задачи, решённые в своё время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в качестве учебных упражнений.

5. Способность отстаивать свои идеи - "умение держать удар". Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издёвки журналистов, сопротивление морских специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к "Большому погружению" /спуску на максимальную глубину океана/, Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повёл его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением: мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьёзных просчётов в планировании.

Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводиться комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств или к отдельным качествам /например, подробно изучается система А.А. Любищева/. Разумеется, показ на примерах - начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов /шестой - результат первых пяти/ нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму.

100-150 лет назад резко увеличились темпы развития науки, началась научная революция, показавшая, что мир неограниченно познаваем. Одновременно разворачивалась и революция техническая, утвердившая мысль, что мир неограниченно изменяем. Эти революции вызвали бурное развитие производства и закономерно привели к великим социальным переменам. Ныне происходит космическая революция, несущая новое понимание мира, в котором мы живём: мир этот может быть расширен до самых далёких звёзд.

Рабочий инструмент этих титанических революций - творческое мышление. Но как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что есть люди, от рождения наделённые способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над той или иной задачей, и внезапно приходит озарение /вдохновение, осенение и т.д./, возникает новая идея. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем /хотя нет сколько-нибудь надёжных критериев наличия этих способностей/ и создавать для них благоприятные условия /ясного представления о таких условиях тоже нет/...

Такой взгляд на творчество поразительно устойчив. Он господствует и по сей день. Поправки имеют чисто косметический характер: вместо "вдохновения" ввели более респектабельный термин "инсайт", вместо открытого признания непознаваемости творчества уклончиво говорят о сложных процессах в подсознании...

Суть ТРИЗ в том, что она принципиаольно меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен. Творческая революция по своему значению, по-видимому, не уступает революции научной, технической, космической.