Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать





   

© Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., 1990
ВВЕДЕНИЕ В ЖСТЛ
(ПО РУКОПИСИ)

1.

Непосредственная цель теории решения задач (ТРИЗ) - создание эффективной технологии изобретательства. Уже сегодня ТРИЗ обеспечивает уверенное решение достаточно широкого круга задач. Накоплен опыт обучения этой технологии; в принципе, ТРИЗ можно научить почти всех - как основам физики или химии.

Процесс решения задачи (после освоения ТРИЗ) длится сравнительно недолго - дни, недели, месяцы, не больше, и завершается получением и первоначальной проверкой новой идеи. Значительно больше времени требуется на весь творческий цикл: выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение. Такой цикл продолжается годами, иногда десятилетиями и требует не только умения решать задачи. Здесь нужен комплекс творческих качеств:

  1. Способность смело выбрать Достойную Цель (даже если она считается совершенно нереальной) и сделать ее главным вектором своей жизни.
  2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели.
  3. Способность работать планомерно. Наличие пакета рабочих планов на месяц, на год, на всю жизнь. Регулярный контроль выполнения этих планов.
  4. Высокая работоспособность. (в выполнении планов).
  5. Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему.
  6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи и разработки; умение "держать удар".

Воспитать эти качества намного труднее, чем научить решению творческих задач. Хороший преподаватель ТРИЗ может за 150-200 учебных часов научить решению задач 50-70 процентов слушателей (теоретически даже 100 процентов). Но если у того же преподавателя из 100 слушателей один-два сформируют комплекс творческих качеств - это уже хорошо. Воспитание намного сложнее обучения.

Четыре десятилетия развивается ТРИЗ. Разработки на этом этаже относительно налажены. Разработки же на уровне комплекса качеств начались лишь в 1982 году. Кое-что есть в готовом виде, например "система Любищева", а кое-что еще только готовится, в частности идет работа по комплектованию Фонда Достойных Целей.

Решение задачи, как уже говорилось, - это дни, недели, месяцы. Творческий цикл - годы, иногда несколько десятков лет. Однако есть третий, более высокий уровень: решение системы проблем в течение всей жизни. Здесь от человека требуется нечто большее, чем шесть перечисленных качеств.

Можно сказать так: ТРИЗ - это тактика творчества. Воспитание комплекса шести качеств - оперативное искусство. Нужна еще и творческая стратегия на всю жизнь. Мы давно столкнулись с фактом: на решение задач, на оценку идеи влияет наличие или отсутствие комплекса творческих качеств. Точно так на воспитание и сохранение комплекса творческих качеств влияет наличие или отсутствие жизненной творческой стратегии. Если мы хотим хорошо учить ТРИЗ, если мы хотим получить от обучения максимальные результаты, нам надо воспитывать комплекс творческих качеств. Это воспитание, - если мы хотим вести его эффективно, - должно в свою очередь опираться на общежизненную творческую стратегию.

2.

Вот типичный пример творческой жизни. За всю историю на поверхность Земли не упали две одинаковые снежинки - все они отличаются друг от друга величиной, формой, рисунком и числом молекул воды. Но все они прекрасны. Уилсон Бентли посвятил свою жизнь изучению и фотографированию снежинок. Он начал работу в 1885 году и пятьдесят лет спустя опубликовал результаты своих наблюдений с приложением двух тысяч снимков. Эта книга до сих пор основной источник знаний о снежинках.

Еще один пример.

С древних времен многие земные явления люди связывали с солнечным излучением. Активность Солнца во многом определяется пятнами, наблюдаемыми на его поверхности. Число пятен очень изменчиво. Чтобы предсказывать земные явления, а не только констатировать их связь с активностью Солнца, необходимо было научиться прогнозировать число и размеры солнечных пятен. Эта задача, одна из ключевых в астрономии, была решена в 1851 году, когда немецкий ученый Швабе объявил, что изменения в числе солнечных пятен наступают периодически - раз в десять лет. В 1857 году Лондонское астрономическое общество присудило Швабе золотую медаль. Президент общества по этому случаю сказал: "Двадцать лет он (Швабе) потратил на удовлетворение своих собственных интересов, шесть следующих лет - на удовлетворение интересов человечества и, наконец, еще тринадцать лет - на убеждение человечества. В течение тридцати лет Солнце никогда не появлялось над Дессау без того, чтобы Швабе не направил на него свой неизменный телескоп, а это происходило, по-видимому, в среднем дней 300 в году. Я считаю, что здесь мы имеем пример преданной настойчивости, не имеющей себе равной в истории астрономии. Настойчивость одного человека привела его к открытию явления, существование которого даже не подозревалось астрономами в течение целых двух столетий" .

Четко видно парадоксальное сочетание двух особенностей:

1)  цель достаточно ясна, не надо быть гением, чтобы ее увидеть;

2)  достижение цели требует огромной работы, надо быть гением труда, чтобы идти к ней на протяжении всей жизни.

Это, разумеется, не абсолютно необходимое сочетание особенностей. Но - частое. Для творческой тактики главное - зажечь огонь идеи. Для творческой стратегии главное - пронести огонь через всю жизнь.

3.

И еще один пример.

Рассказывает Александр Сергеевич Данилов: "Задача у меня простая. Составить биобиблиографический словарь людей, оставивших хоть какой-то след в истории Земли. Временной отрезок - вся история человечества, начиная с первых людей с именем, - я считаю, это были египетские фараоны, - до наших дней. Всего 43 века. И - все страны, все народности, когда-либо существовавшие на нашей планете" .

Читать Данилов научился в четыре года. В шестом классе он составил свой первый каталог - список личных книг, 787 наименований. В двенадцать лет он уже твердо знал, чем будет заниматься всю жизнь. А началось все со Спартака: "Мой словарь родился из мальчишеской любви к подвигам. Прочитал я книгу Джованьоли и буквально заболел этим героем. Захотелось узнать о нем все, что только можно. Следующим моим героем стал Александр Матросов - о нем тоже накопилось немало материалов. А потом - пошло-поехало. Героев, интересных людей открывал для себя множество - только успевал заводить отдельные папки. Когда их количество перевалило за несколько сот, понял, что так дело не пойдет. Биографии всех выдающихся людей не опишешь - жизни не хватит. И я решил составлять каталог с указанием изданий, где рассказывается о выдающихся личностях. Когда же я в 15 лет уезжал из Владивостока, у меня уже было 977 фамилий - от "А" до "Я"..." .

Достижению своей цели Данилов посвящает огромные усилия вот уже около полувека: "Еще в детстве я написал себе девиз "Ни дня без книги". И следовал ему всю жизнь. Правда, сейчас я прочитываю не менее двух книг в день. В моем словаре количество библиографических ссылок перевалило за три миллиона. Вот столько книг, газет, журналов я переработал. Каждый день в течение последних сорока с лишним лет я, как бы ни уставал после смены в шахте или фельдшерских дежурств, с восьми вечера до двух часов ночи занимался словарем. В выходные, конечно, побольше. Ну, а на отпуск мои домашние никогда не претендовали, тут уж я мог позволить себе сидеть за книгами с утра до вечера - правда, после того, как управлюсь по хозяйству. Сейчас я уже одиннадцать лет на пенсии. Но по-прежнему придерживаюсь правила: каждый день в моем словаре должно появиться хоть одно новое имя. Я вообще считаю - каждый человек обязан сделать то, что он может. И наверное, не случайно мне было суждено начать свой труд так рано...".

В картотеке Данилова уже собрано около 190 тысяч имен. Биобиблиографический словарь - это, в сущности, опись культурного наследства нашей цивилизации и его создателей. Парадоксально, что опись эту составляет не академический институт, не международное общество, даже не профессиональный библиограф, а совершенно посторонний для этого дела человек, всю жизнь проживший в абсолютно непригодных для такого занятия условиях. Свою трудовую деятельность Данилов начинал фельдшером. Окончив медицинское училище, он получил направление в Сузунский район Новосибирской области: "А там... Несколько леспромхозов и огромные безлюдные пространства. Какие уж библиотеки! Света не было. Так тринадцать лет при керосиновой лампе над своими картотеками и просидел. Работы на участке и в больнице - море. Ну, время-то на словарь ночами я урывал. А с книгами добрые люди помогли. Библиотекарь из Новосибирской областной библиотеки узнал о моем словаре, оформил мне заочный абонемент. Каждый месяц получал я посылки. А потом - дети стали подрастать, учиться им надо. Поехали мы с женой поближе к цивилизации. Месяцев семь катал уголь в Кузбассе. Потом, в Магадане, стал мастером-взрывником. Деньги-то надо зарабатывать. И для себя, и для словаря, одних книг сколько я покупал! А поездки в библиотеки Москвы, Ленинграда, других городов...".

Работа, которую ведет Данилов, крайне необходима. За справками к нему обращаются школьники, ученые, библиофилы и даже библиотеки: "За последние три года мне пришло 26 тысяч писем, и на 14 тысяч я уже ответил" . Давно ведутся разговоры об издании словаря, но дело пока не движется. Почему??? Ведь издание справочных пособий, энциклопедических словарей, биографических указателей - рядовое, обыденное явление... Но Данилов возник вне системы казенных институтов, в его теме не заинтересованы "большие капитаны" науки, он для них "человек со стороны". Именно поэтому никто не препятствовал его работе, - но именно поэтому же его работа еретична, и словарь не издается.

4.

Важнейший параметр творческой жизни - Достойная Цель.

Что это такое?

Вот некоторые основные критерии Достойной Цели:

1. Новизна. Цель должна быть новой. Она может быть и старой, но тогда новыми должны быть средства ее достижения.

2. Общественная полезность. Достойная Цель положительна, добра, направлена на развитие жизни.

3. Конкретность. Не общие благие намерения, но четкий комплекс задач, к решению которых можно приступать хоть завтра.

4. Значительность. Может быть, следовало сказать смелее: Достойная Цель должна быть великой, ибо ее достижение оплачивается великим трудом, а иногда и жизнью.

5. Еретичность. Достойная Цель опережает свою эпоху, поэтому зачастую воспринимается как ересь, как нечто невероятное, неосуществимое. Она и в самом деле иногда недостижима, особенно в своей первоначальной формулировке.

6. Практичность. Продвижение к цели все время должно давать частичные конкретные результаты. Самая недостижимая Цель может приносить реальную пользу. Алхимики, пытаясь найти способ превращения неблагородных металлов в золото, раскрыли секрет получения фарфора. Сторонники флогистонной теории - Шееле, Кавендиш и Пристли - выделили хлор, водород, кислород...

7. Независимость. Большие коллективы нужны, когда цель частично достигнута и перестала быть ересью. Поначалу же работу ведут одиночки и небольшие группы. Поэтому достижение Цели (хотя бы в первом приближении), как правило, доступно одиночным исследователям и не требует сложного и дорогого оборудования, которое "по карману" лишь большим коллективам.

5.

Роберт Пири, первооткрыватель Северного полюса, писал:

"Достижение Северного полюса вполне можно уподобить шахматной партии, в которой все ходы, ведущие к благоприятному исходу, продуманы заранее, задолго до начала игры. Для меня это была старая игра - я вел ее с переменным успехом на протяжении двадцати трех лет. Правда, я постоянно терпел неудачу, но с каждым новым поражением приходило новое понимание игры, ее хитростей, трудностей и тонкостей, и с каждой новой попыткой успех придвигался чуточку ближе: то, что казалось прежде невозможным или в лучшем случае крайне сомнительным, начинало представляться возможным, а затем и весьма вероятным. Я постоянно анализировал причины каждого поражения и в конце концов пришел к убеждению, что они могут быть устранены и, если фортуна не совсем повернется ко мне спиной, игра, которую я проигрывал почти четверть века, может окончиться успехом".

Пири сравнивает покорение полюса с шахматной партией. Точнее было бы сравнить с шахматной партией не период активного решения проблемы (достижения Цели), а всю жизнь. Первые ходы - вольно или невольно - человек делает задолго до начала непосредственного решения задачи, в сущности, до ее выбора. Выигрыш или проигрыш во многом зависят от этих первых ходов. Да и проиграть можно даже после достижения Цели. Истинная победа - когда вся жизнь прожита в нарастающем творческом режиме.

Центральная идея нашей работы: составить сводную "идеальную партию" в "игре" творческой личности с внешними и внутренними обстоятельствами. Внешние обстоятельства - сопротивление окружающей среды: материальной субстанции самого человека (надо зарабатывать на пропитание, это отнимает силы и время), ближнего (семья) и дальнего (общество) окружения. Внутренние обстоятельства - сопротивление проблемы, например, необходимость сбора и обработки большой статистики.

Метод и план исследования - обычные для ТРИЗ. Изучение "патентного фонда": биографий выдающихся революционеров, ученых, изобретателей, писателей, художников и т.д. Анализ и выявление наиболее сильных ходов, которые сделал тот или иной человек. Анализ слабых ходов. Наконец, анализ действия внешних и внутренних обстоятельств. Составление на этой основе сводного алгоритма, обобщающего опыт "игры" творческих личностей и позволяющего по возможности избегать ошибок.

Патентный фонд по теме огромен. Это, прежде всего, биографии замечательных людей, воспоминания. Затем художественные произведения, например, "Жан-Кристоф" Ромена Роллана. Наконец, произведения на грани художественной и документальной литературы - "Как закалялась сталь" Н. Островского, "Жизнь Бережкова" А. Бека и т.д.

Объединенный фонд истории и литературы потрясающе богат. Почему же есть бесчисленные описания отдельных случаев и нет обобщения? Видимо, это одна из уловок внешних обстоятельств: отсутствие сводной игры ослабляет позиции человека, заставляет его проходить через одни и те же ошибки. Впрочем, и в изобретательстве - до создания ТРИЗ - тоже был патентный фонд и не было сводной игры...

6.

Нам казалось, что без особого труда удастся составить сводный алгоритм. Более того, мы предполагали разработать гамму алгоритмов, отразив, так сказать, игру перворазрядника, мастера, гроссмейстера. Выяснилось, однако, что возможен только один алгоритм, который перворазрядник одолевает на одну десятую, мастер - на одну треть, а гроссмейстер - полностью. Действия перворазрядника в этой игре отличаются, прежде всего, тем, что человек сравнительно быстро получает ограниченный выигрыш и далее занимается внедрением, реализацией на достигнутом уровне. Гроссмейстер же, как ни парадоксально, не всегда выигрывает при жизни - такова плата за игру на высшем уровне. Более того, гроссмейстер зачастую сознательно уходит от "победы", ибо признание - один из самых коварных ходов внешних обстоятельств. Искателя превращают в администратора... Сильнейший ответный ход человека: переход в надсистему Целей, где первоначальная Цель становится частным случаем. Это чрезвычайно трудный ход - человек убегает от успеха ( точнее - от сладкой рутины успеха...).

Итак, мы составили одну сводную партию: видимо, только одна максимальная партия и возможна - если считать максимумом игру, при которой человек быстро продвигается вперед, сохраняя на протяжении всей жизни творческий режим существования. Такая игра многоэтапна, и не-максимальные партии получаются как частные случаи "игры не до конца": например, дошел человек до первого признания и не перешел в надсистему Целей...

7.

Для записи сводной партии мы использовали форму деловой игры. Игровая запись наглядна, компактна, хорошо отражает драматизм происходящего, позволяет легко приспосабливать материал к разной аудитории.

История деловых игр - сама по себе еще одна великолепная иллюстрация к идеям "Жизненной стратегии". Впервые деловые игры использовались в 1930 году, когда в Ленинграде была создана "группа пуска новостроек". Эта группа выявляла и изучала причины пусковых неполадок, составляла или дорабатывала проекты лучшей организации производства в пусковом периоде. Один из ее участников позже вспоминал: "Здесь и возникла заманчивая идея - найти способ хоть частично приобрести опыт пуска еще до самого пуска" . В зависимости от специфики игры назывались "пусковыми", "диспетчерскими", "аварийными", "организационными" и т.д. Новое название - "деловые игры" ("бизнес-геймс"), появилось в середине пятидесятых годов, когда идея игрового моделирования была переоткрыта в США. Сейчас "деловые игры" стали общепринятым международным термином, родиной их во всем мире считаются Соединенные Штаты Америки.

8.

В максимальной партии человек играет в полную силу (правда, мы исключили счастливые случаи: они бывают, но рассчитывать на них нельзя). Внешние обстоятельства играют, так сказать, в полсилы: иначе человек проиграл бы на первых же ходах, когда он еще ничего не успел. Взят нормальный спокойный вариант. Это делает игру типичной, даже закономерной: с обеих сторон совершаются неслучайные ходы.

(В жизни внешние обстоятельства не всегда играют против человека. Иногда они подталкивают его к творчеству, помогают на том или ином этапе. Но мы рассматриваем сводную партию, она должна быть составлена из предположения, что человек максимально стремится к Цели (а затем - к надцели и наднадцели), а внешние обстоятельства однозначно ему мешают).

9.

Приступая к работе, мы предполагали, что даже спокойная партия будет драматичной. Степень драматизма превзошла все ожидания.

В жизни реального творца драматизм вписан "квантами", чередующимися с "квантами" не-драматизма. Мы же составили план "сборной" жизни: объединились сильные, творческие моменты, но суммировались и моменты драматизма. А их, драматических моментов, хватает - этому учит история: убивают на дуэли Пушкина, гибнет на пути к полюсу Седов... Максимальный творческий режим на протяжении всей жизни - запредельная нагрузка на человека. Это - норма сверхгроссмейстера, сверхгения.

И если кому-то покажется, что мы нарисовали картину, в которой мало фанфар и ковровых дорожек, пусть вспомнит горьковскую легенду о Данко. Или миф о Прометее. Или жизнь Николая Островского. Видимо, сводную игру правильно считать высокой оптимистической трагедией.

10.

Сводная игра записана по ходам, по сериям ходов. Почти каждая серия иллюстрирована примерами. Иногда первый ход делает человек, иногда - внешние обстоятельства. Первый ход в каждой серии выделен жирным шрифтом. Для обеих сторон предусмотрены вспомогательные ходы - усиливающие и упреждающие. Игра своеобразная: внешние обстоятельства могут делать всякий раз сколько угодно усиливающих ходов, человек может делать - если догадается! - упреждающие ходы, которые пригодятся в дальнейшем.

(Раз уж мы пользуемся аналогией с шахматами, можно сказать так: внешние обстоятельства сильны тем, что у них в запасе вагоны ферзей, и слабы тем, что до определенного момента не видят личности в своем партнере, шаблонно играя на миллионах досок и тем самым давая "шанс" человеку; человек слаб тем, что беззаботно теряет время в начале игры, и силен тем, что может не сдаться, несмотря на двести объявленных ему матов...).

Игра условно разделена на дебют, миттельшпиль, эндшпиль и постэндшпиль.

Дебют состоит из двух частей. Первая часть завершается окончательным выбором Цели, вторая посвящена отражению "молодежных" соблазнов. Дебют имеет огромные скрытые резервы по упреждающим ходам, именно в дебюте есть еще время на тщательную подготовку к проведению игры на достаточно высоком уровне, - потом будет некогда.

Миттельшпиль, как и полагается, самый длинный раздел: он состоит из трех частей. В первой части результатов еще нет, ведется разработка, но и движение к Цели само по себе остроконфликтно. Начало второй части: получены первые результаты, следуют первые попытки внедрения, игра обостряется... Администраторы "оттесняют" творческую личность от полученных результатов. Казалось бы, игра проиграна! (Если творческая личность сохраняет монополию на полученные результаты, игра тоже проиграна: в самом человеке администратор вытесняет творца.) Но именно здесь творческая личность может совершить сильнейший ход, перейдя к более общей ("надсистемной") Цели. Это определяющее событие третьей части миттельшпиля. Именно здесь изобретатель превращается в Изобретателя.

Если движение к Цели вызывало конфликты, то движение к надцели проходит сквозь сплошные и острейшие схватки. Ходы внешних обстоятельств становятся более злыми, хитрыми, изощренными. Человеку приходится не только преодолевать противодействие, но и уклоняться от "объятий" внешних обстоятельств. Творческая смерть имеет много разных форм: одна из самых трагических - превращение творца в большого начальника. Все воспринимают это как признание, победу, возможность жить и работать в хороших условиях... И только поэты знают, что творчество вне этого (см. стихотворение К. Симонова "Старик")... В эндшпиле следует очередной переход в надсистему Целей: первоначальная конкретная техническая задача, ставшая при первом надсистемном переходе научно-технической, теперь, при втором переходе, превращается в Цель общечеловеческую. Изобретатель превращается в Мыслителя (так было, например, с К.Э. Циолковским) - накал противостояния растет...

Внешние обстоятельства - партнер, который, как говорилось, имеет вагоны ферзей. Человек смертен и потому неизбежно проигрывает (вторая часть эндшпиля).

Проигрывает?..

Сводная партия - необычная игра; ее продолжение возможно и в момент проигрыша, и после него. Сама смерть может быть обращена в очень сильный ход - вспомните нежелание Джордано Бруно отречься от своих взглядов и его героическую смерть, ставшую победой над инквизицией.

Постэндшпиль невозможен в обычной шахматной партии. Но в сводной игре он реален - без всякой мистики. Если, конечно, своевременно сделаны упреждающие ходы. Новые книги Жюля Верна выходили и после его смерти - то, что Жюль Верн не до конца написал при жизни, дописал его сын. Не все эти книги удачны, но важен принцип, важна возможность пост-игры.

11.

Может показаться, что игра, построенная на материалах разных эпох, нетипична в двадцатом веке, когда тон в научно-техническом прогрессе задают большие коллективы. Действительно, большие коллективы являются определяющими, если речь идет о разработке признанных идей. Мы же рассматриваем судьбу новорожденных идей.

Большие коллективы - это и "носители" большой инерции. Следует помнить слова В.И. Вернадского: "Вся история науки доказывает на каждом шагу, что в конце концов постоянно бывает прав одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить были не в состоянии" .

Новая идея - в силу самой своей сущности - неочевидна, ее неизбежно приходится "пробивать". Это и сегодня требует усилий и времени: "В 1951 году Б.И. Белоусов открыл гомогенную периодическую циклическую реакцию, считавшуюся тогда невозможной. Восемь лет спустя ему удалось опубликовать краткий вариант работы. Ленинская премия 1980 года уже не застала его в живых" .

Еще один пример - судьба научной разработки Пушкинского института биофизики АН СССР, - нового реанимационного препарата "Перфторан", названного его создателем профессором Белоярцевым "голубой" или "искусственной кровью": "Лечение острой массивной кровопотери, жировая эмболия склеротических капилляров, инсульты, отеки головного мозга, ишемия почек и сердца - вот лишь краткий перечень показаний в применении этого препарата, выявленный и подтвердившийся во время клинических испытаний "голубой крови" в ведущих лечебных учреждениях страны. Однако ведомственные интриги конкурентов из Института гематологии Минздрава СССР, создавших неудачный вариант препарата искусственной крови "Перфукол", а также откровенный бойкот программы "Искусственная кровь" со стороны вице-президента АН СССР академика Ю.А. Овчинникова, переросший в кампанию травли директора Института биофизики Г.Р. Иваницкого, где Белоярцеву и его коллегам досталась роль заложников, приносимых в жертву личным амбициям вице-президента, привели к трагическому финалу: на разработчиков препарата завели уголовное дело, обвиняя их в проведении "опытов на людях", работу фактически погубили, создав в коллективе института невыносимую обстановку всеобщей подозрительности, клеветы и страха. Профессора Белоярцева убила вся эта атмосфера. 18 декабря 1985 года он повесился у себя на даче вскоре после отъезда сотрудников следственных органов, не выдержав пяти унизительных допросов и обысков, проведенных у него дома, в лаборатории и на даче в течение суток" .

12.

Итак, "жизненная стратегия" представлена в виде деловой игры. Но это лишь форма записи, позволившая сделать изложение лаконичным. Можно было использовать не игровую, а повествовательную или даже поэтическую форму. Ведь речь идет не о создании еще одной, пусть и не совсем обычной, деловой игры. В этой работе заложены основы теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Правомерно ли считать ТРТЛ наукой? Приведем одно из общепринятых популярных определений этого понятия. Наука - "система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний". В "Жизненной стратегии" как раз и дано описание закономерного взаимодействия творческой личности с общественными институтами. Вскрыты характерные противоречия этого взаимодействия, показаны типовые пути их преодоления, выявлена система конкретных механизмов борьбы с новшествами и механизмов ответного действия. Все это позволяет нам надеяться на признание ТРТЛ научным учением.

13.

Отдельные вопросы, входящие ныне в сферу изучения ТРТЛ, эпизодически рассматривались на семинарах по методике изобретательства еще в конце пятидесятых годов. После организации в 1971 году Азербайджанского общественного института изобретательского творчества в учебные программы аналогичных курсов и школ обязательно включалось ознакомление с творческими биографиями М. Чюрлёниса, О. Пикара, Ж. Верна, К. Циолковского и др.

Разумеется, это нельзя считать обучением ТРТЛ. Чтобы перейти к теории, нужно было выработать концепцию становления и развития творческой личности. Такая концепция могла возникнуть только в результате анализа сотен творческих биографий. На сбор необходимого информационного фонда и выявление закономерностей ушли долгие годы; лишь в 1985 году сложилось ядро теории - "Жизненная стратегия творческой личности" (ЖСТЛ-1). Была найдена форма ("деловая игра", "шахматная партия"), позволяющая компактно и наглядно отражать "ходы" человека в его борьбе с внешними и внутренними обстоятельствами. Следующая модификация "Жизненной стратегии" (ЖСТЛ-2, 1986 г.) использовалась уже во многих школах ТРИЗ. И все-таки еще рано было говорить о появлении новой теории: не хватало того, что отделяет прототеорию от теории, - инструментальности, практической работоспособности. Этот рубеж достигнут только с появлением ЖСТЛ-3 (1988 г.). Пришлось не только расширить информационный фонд (изучено около тысячи биографий творческих личностей), но и заново проанализировать сорокалетнюю историю создания и развития ТРИЗ, историю, насыщенную острой борьбой и хорошо - до тончайших деталей - просматриваемую "изнутри".

Первоначальный текст ЖСТЛ-3 многократно уточнялся. Коррективы вводились в ходе использования этого материала на семинарах по ТРИЗ в Баку, Челябинске, Ростове-на-Дону, Ангарске, Астрахани, Миассе и в других городах. Были разработаны учебно-методические материалы, например, задачник по ТРТЛ.

Представленная в этой книге ЖСТЛ-3-Б не имеет принципиальных отличий от третьей модификации. Однако введенные здесь усовершенствования позволили еще более усилить инстументальность материала. Разумеется, и в сегодняшнем виде материал далек от идеальной завершенности, и для его широкого применения предстоит еще очень многое сделать. Однако главное - продуктивная основа - уже заложена, и это дает основания надеяться на результативность.

14.

Еще раз подчеркнем: сводная игра смонтирована, собрана из реальных ходов, но эти ходы суммированы и отражают максимальные действия сторон: монотонно противодействуют новшествам внешние обстоятельства, максимально энергично идет человек к системе целей (цель, надцель, наднадцель).

Мы построили идеализированную интегральную модель, с помощью которой можно анализировать и проектировать реальные "игры". Модель, опирающуюся на обобщенный опыт и потому позволяющую избежать наиболее опасных типовых ошибок. Модель, способствующую выявлению ряда упреждающих ходов.

15.

Жизнь человека была бы ущербно однобокой, если бы в ней не было места любви, дружбе, переживаниям, радости, приключениям, удачам и т.д. Конечно же, в своих поступках человек руководствуется не одними лишь творческими ориентирами. Но "Жизненная стратегия" и не отменяет общечеловеческих ценностей. Напротив, ЖСТЛ позволяет переплавить абстрактное человеколюбие во вполне конкретные поступки и достижения. ЖСТЛ - инструмент, рабочая технология гуманизма.