286

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
Законы Приемы Стандарты АРИЗ ТРИЗ + Публикации журнала «ТиН»

© Альтшуллер Г.С., Журнал «Техника и наука», 1981, №8. — С.19.
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ПОДСКАЗКЕ,

ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В КАЧЕСТВЕ СИЛЬНЫХ АНАЛОГОВ

Велика притягательная сила произведений Грина! По «гриновской» задаче («ТиН» №2, 1981 г.) мы получили особенно много писем. Почти во всех — правильный ответ: надо поместить камень в бак с водой, пусть над поверхностью останутся только неровности — их сгладит огонь (а. с. № 527294). Ответ один, а пути к нему разные. Многие читатели использовали вепольный анализ, есть записи с решением по АРИЗ, кое-кто пришел к ответу, основываясь на законах развития технических систем. Пожалуй, самый краткий путь выбрал инженер Э. Смирнов (Минск). Он отметил полное совпадение «гриновской» задачи с приведенной в книге А. Селюцкого и Г. Слугина «Вдохновение по заказу» (Петрозаводск, «Карелия», 1977) задачей о запайке ампул и воспользовался готовым ответом.

Литература по ТРИЗ содержит свыше 1 000 задач, упражнений, примеров. Даже сам по себе — без теории — это весьма сильный фонд: новую задачу нередко можно решить без всякого анализа — просто по аналогии с той или иной учебной задачей. Конечно, нет никакой необходимости держать в памяти весь быстро растущий фонд учебных задач. Большая его часть перекрывается четко сформулированными правилами, приемами и т. д. Однако фонд включает и нестандартные задачи. Решать их приходится по АРИЗ, используя различные дополнительные «хитрости», например метод моделирования «маленькими человечками». Нередко после решения начинают вырисовываться контуры будущего стандарта. Но, чтобы уверенно сформулировать новый стандарт, необходимо накопить статистику: нужно не менее 30–40 примеров, подтверждающих, что данный вид задачи следует решать именно так, а не иначе. Тем временем нестандартная учебная задача может быть использована просто в качестве сильного аналога: если появится однотипная задача, она может быть решена по аналогии, хотя и без гарантии высокого качества, которую дает стандарт.

Таким образом, информационный фонд ТРИЗ включает — кроме системы стандартов и указателя применения физэффектов - группу задач-аналогов. Эта группа постепенно обновляется, но она всегда включает по крайней мере несколько десятков задач и в целом обладает немалой «подсказывательной силой».

Вспомним, например, задачу 29 («ТиН», 1981, №7 ). Нужен способ смазки прокатных валов, обеспечивающий равномерное нанесение жидкости, исключающий разбрызгивание, причем в оборудование нельзя вносить существенных изменений. Задача нетипичная — она не подпадает ни под один из 28 опубликованных стандартов. Однако в фонде учебных задач есть нечто похожее: «Для ускоренных износных испытаний двигателя надо подавать определенные дозы абразивного порошка. Требуется простой и надежный способ подачи» (подробнее см. «Алгоритм изобретения», изд. 2-е,  1973, с. 198). Ответ: абразив предварительно наносят равномерным слоем на поверхность беззольной бумажной ленты, подают ленту с заданной скоростью, сжигают, дым уходит, абразив поступает в двигатель (а. с. № 305363). Так можно подавать и смазку. Тем более если речь идет о смазке раскаленных прокатных валов, соприкосновение с которыми гарантирует сжигание ленты-носителя. Об этом как раз и говорит а. с. № 589046: «Способ подачи жидкой смазки в очаг деформации при горячей прокатке, отличающийся тем, что с целью исключения загрязнения окружающей среды и сокращения расхода жидкой смазкой пропитывают носитель, который подают в очаг деформации с прокатываемым металлом, а в качестве носителя используют материал, ликвидирующийся при температуре деформации, например в результате сгорания или испарения, в частности бумажную ленту».

Задача 30. Нужен простой и точный способ продажи лекарства (порошка) в микродозах — так, чтобы легко было выделить требуемую микродозу без взвешивания.

Ответ не трудно найти, ориентируясь на задачи-аналоги. Возьмем бумажную ленту, на обратной стороне которой напечатана сетка, позволяющая легко отделять требуемую дозу. Бумага несет тонкий слой лекарства, прикрытый сверху нейтральным защитным слоем (а. с. 421327). Конечно, сжигать такую ленту нет необходимости: лекарство можно отделить растворением.

Итак, в число инструментов ТРИЗ входит и фонд задач-аналогов. Инструментов много, закономерно возникает вопрос: в какой последовательности их использовать?

На основе накопленного опыта можно рекомендовать наиболее экономную схему, по которой сначала проверяют возможность получения готового ответа за счет информационного фонда, а затем в действие постепенно вводят АРИЗ.

Первый этап. Использование информационного фонда.

1. Проверить возможность применения стандартов.

2. Если ответа нет, обратиться к таблицам «Указателя физэффектов».

3. Использовать фонд задач-аналогов.

Второй этап. Анализ мини-задачи.

4. Рассмотреть задачу по АРИЗ, начиная с шага 2.1..

5. При неудаче вернуться к шагу 2.2 и повторить анализ, дополнительно использовав метод моделирования «маленькими человечками».

6. Если ответа нет, вернуться к шагу 3.1,  взять другой изменяемый элемент и снова провести анализ.

Третий этап. Постепенное расширение задачи.

7. Использовать первую часть АРИЗ: перейти в надсистему, взять более общую задачу, исключающую необходимость в решении данной задачи. Рассмотреть эту более широкую задачу (стандарты, указатель физэффектов, задачи-аналоги, АРИЗ с шага 2.1))..

8. Если нет ответа, перейти в наднадсистему, сформулировав еще более общую задачу.

Задача 31. Известен способ механического перемешивания стали и шлака с помощью мешалки, сделанной из той же стали. К сожалению, мешалка быстро расплавляется. Сделать мешалку из тугоплавких сплавов — дорого. Из керамики — плохо: такая мешалка непрочна и быстро разрушится, появятся ненужные примеси. Как быть?

* * *

От редакции. Учебные задачи «Практикума по ТРИЗ » привлекают внимание многих читателей. Хотелось бы отметить удачные работы Ю. Шефова (Ленинград), А. Лихачева (Орел), А. Деревянчука (Рыбинск) и группы из Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова (рук. канд. хим. наук В. Михайлов).

Формулы талантливого...
(1979, №3)
Вепольный анализ
(1979, №4)
Как решать задачи
(1979, №5)
Сила знания
(1979, №6)
Анализ, формулы...
(1979, №10)
Сокровища Флинта
(1980, №1)
Парадокс Аэлиты
(1980, №2)
Кое-что из практики Карла Великого
(1980, №3)
Система стандартов...
(1980, №4)
Путь к восточному полюсу
(1980, №5)
Уйти от сирен
(1980, №6)
Солнечный зайчик воображения
(1980, №7)
Следствие ведут знатоки
(1980, №7)
Статуи в пустыне
(1980, №8)
Столкновение законов
(1980, №9)
Как считать бульбы
(1980, №11)
Девиз мушкетеров
(1980, №12)
Физэффекты - инструменты...
(1981, №1)
Феполи могут все
(1981, №2)
Бегущая по волнам
(1981, №2)
Анатомия конфликта
(1981, №3)
Кто есть кто
(1981, №4)
Метод ММЧ
(1981, №5)
Почему возникают развилки
(1981, №6)
Классификация несчастий
(1981, №7)
Отталкиваются-притягиваются
(1981, №7)
Похвальное слово подсказке
(1981, №8)
К вопросу о детском
саде
(1981, №9)
Есть над чем подумать
(1981, №12)
Реквием по МПиО
(1982, №1)
Новая модификация АРИЗ
(1983, №2)
Комментарий К АРИЗ-82
(1983, №3)
АРИЗ-82: Особенности практического применения
(1983, №4)
АРИЗ-82: Как избежать ошибок.
(1983, №6)
Атака на ветряки
(1983, №7)