|
БАЛЛАДА О ЗВЕЗДАХ |
|
Это было время, когда люди начинали прокладывать путь в Звездный Мир. Оно наступило внезапно, странное, головокружительное время властно подчинило помыслы и дела людей. Сильнее извечной тяги к морю оказался зов Звездного Мира… |
|
БОГАТЫРСКАЯ СИМФОНИЯ |
|
Старик думал. Он решал задачу, как шахматист, — на много ходов вперед. Из каждого сделанного им вывода вытекали новые и новые следствия, логические построения становились сложными и извилистыми. Потом все сразу упростилось. Он нащупал верный путь и мысли рванулись вперед. Над ракетодромом, заглушая печальный свист ветра, гремели мощные аккорды… |
|
ОПАЛЯЮЩИЙ РАЗУМ |
|
Что такое потребность? Пища, одежда, кров... Тысячи разных вещей. Но главная вещь — ум. Что приносит больше наслаждения — хороший автомобиль или хороший ум?.. Так почему автомобиль — это потребность, а ум — нет?! Утверждаю: развитие ума и способностей — самая важная потребность человека.
Начинается эпоха новых пирамид. Не застывших на тысячелетия каменных гробниц, а живых пирамид знания. Они будут разрушаться и возникать вновь - каждая на более высоком уровне...
|
|
ЧЕТЫРЕ МРАМОРНЫХ СЛОНИКА |
|
— Допустим, дело происходит в начале века. В НИИ парового отопления сидит чудак, который измеряет проводимость меди при низких температурах. Запихивает медный провод в корыто со снегом, что-то измеряет... Картинка эта обидела Морева (особенно «НИИ парового отопления»), но суть он схватил мгновенно. — Вы хотите сказать, что тут можно спрогнозировать открытие сверхпроводимости?.. |
|
ЛУННЫЕ ПАРУСА |
|
В 1966 г. я провел в Институте математики СО АН СССР семинар по ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, В программе этого двухнедельного семинара впервые был предусмотрен небольшой курс развития творческого воображения (РТВ). Так получилось, что все мои книги по творчеству лишь мельком упоминали о курсе РТВ. Каждый раз не хватало места… |
|
ЗИНОЧКА |
|
В несколько секунд все изменилось: она успокоилась, почувствовала уверенность, даже какую-то озорную радость. К этому моменту Зиночка готовилась восемь лет, и задача показалась ей нетрудной. С минуту она рассматривала часы. Потом решительно сняла ремешок и… |
|
ВТОРОЙ ПУТЬ |
|
Искра, Заря, Флора, даже ваша Луна — все это копии Земли. Будет Земля номер семьдесят и Земля номер тысяча. Вы этого хотите? Скажите, товарищ Хаютин, вы так представляете себе будущее человека в космосе: идти за сотни парсеков и все перестраивать, чтобы было как на Земле? Но Вселенная бесконечна. Значит, бесконечно повторять одно и то же? Земля, еще Земля, еще Земля... Боюсь, вы не думали об этом... |
|
ЧТОБЫ СТАТЬ ПРИНЦЕССОЙ |
|
Фантастика – очень сложный мир, в котором по определенным законам рождаются новые идеи, вступают во взаимодействие со старыми, претерпевают удивительные превращения, иногда излучают ослепительный свет, а иногда остаются тусклыми. И сам этот мир, в котором движутся идеи, постоянно меняется по каким-то своим законам. Трудно исследовать столь сложный мир. Но если мы хотим, чтобы Золушка скорее стала принцессой, нужно… |
|
ГАДКИЕ УТЯТА ФАНТАСТИКИ |
|
Беляев великолепно отыскивал гадких утят. Жаль, конечно, что он ни разу не объяснил — как это делается. Но когда размышляешь над собранными в таблицу идеями и потом перечитываешь написанное Беляевым, начинают вырисовываться некоторые общие принципы. Есть три типа идей… |
|
ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ МАРСИАН |
|
Наша наука очень земная. Она основана на изучении различных явлений в условиях одной планеты. Нетрудно представить, насколько окрепнет и расширится фундамент человеческого знания, если наука будет опираться на изучение Марса, который мог быть похожим на Землю, но миллиарды лет развивался по-своему! |
|
ЭКРАН, ОТКРЫТЫЙ В БУДУЩЕЕ |
|
Научная фантастика имеет свои принципы, свои технологические законы. И хотя эти законы и вообще законы искусства далеко не абсолютны, с ними нельзя не считаться. К сожалению, в научно-фантастических фильмах законы фантазии очень часто нарушаются грубо и без необходимости. Очевидная, казалось бы, истина: фантастика должна быть фантастичной. И все-таки подчас… |
|
ОБРЕСТИ КРЫЛЬЯ |
|
Фантастика сегодня — как авиация накануне штурма звукового барьера. Авиация не могла тогда жить старыми скоростями, она должна была пробить, преодолеть барьер. Фантастика, по самому существу своему устремленная в будущее, не может жить бесконечными повторами одних и тех же тем, сюжетов, приемов. Она вновь должна обрести крылья..
|
|
ТРУДНОСТИ РОСТА |
|
В современной фантастике немало нерешенных проблем. Но это трудности роста. Фантастика берется за решение все более сложных задач. Признаюсь, я уверена, что фантастика когда-нибудь станет ведущим литературным жанром. В быстро развивающемся обществе литература должна смотреть вперед.
|
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ |
|
Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньшим, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп?..
|
|
МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ ФАНТАЗИИ |
|
Из 220 учебных часов на курс развития творческого воображения отведено только 25 часов. Но каждый час надолго запоминается слушателям. Я расскажу о нескольких занятиях. Фантазия всегда остается ездой в незнаемое. Вероятно, с другими слушателями те же занятия прошли бы иначе. Но у нас было так.
|
|
ГОРИЗОНТЫ ФАНТАСТИКИ |
|
Было время, когда научная фантастика казалась мне отделенной глухим забором от настоящей, большой литературы. В настоящей литературе были настоящие писатели, я и не помышляла, что можно писать на их уровне. Теперь я думаю иначе... |
|
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЧТО ЧИТАТЬ? |
|
Для развития творческого воображения необходимо РЕГУЛЯРНО читать научно-фантастическую литературу. Каждый НФ-рассказ представляет собой, в сущности, разбор упражнения "на фантазию": дана необычная ситуация, рассмотрены ее следствия. Систематическое чтение НФЛ снижает психологическую инерцию, развивает гибкость мышления, помогает видеть и принимать смелые, неожиданные технические решения, приучает к использованию необычных приемов. Вот, например...
|
|
ЗАЧЕМ НУЖЕН РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ |
|
Когда 40 лет назад я решил заняться методологией изобретательства, мне говорили: зачем это нужно, сиди себе и изобретай. Прошло два десятка лет от работы над методологией изобретательства, и стало ясно - нужно было заниматься методологией. После этого я принялся за методологию фантастики. Хотел понять - как возникают принципиально новые идеи, каков механизм прогнозирования будущего. На мой взгляд, невероятно интересно понять внутреннюю механику фантазирования - самого удивительного человеческого качества. И тут мне говорили: не надо, пиши рассказы.
В 1964 году я начал составлять "Регистр современных научно-фантастических идей"...
|
|
ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАКАЗАННЫЕ МЕЧТОЙ |
|
Научная фантастика, в сущности, еще очень молода: первый научно-фантастический роман появился немногим более ста лет назад. За столетие фантастика превратилась в неисчерпаемый источник научно-технических идей. Родословная многих изобретений начинается с идей, высказанных фантастами. Характерный пример… |
|
ГРИАДНЫЙ КРОКОДИЛ |
|
Кто-то провел отчаянный эксперимент: в Москве и Московской области отобрали двадцать ребят школьного возраста, старшеклассников, хорошо знающих фантастику. И мне надо было с ними встретиться. И вот, понимаете, как получилось: то ли я попал под обаяние этой банды, то ли начал работать синхронно с ними. Я высказал идею, которая, как мне показалось, должна облагородить их и сделать посерьёзнее. Я сказал: «Знаете, существует много литературных премий за хорошее произведение, но у нас нет ни одной премии за худшее произведение года. Давайте давать такой приз за худшее произведение в фантастике и ежегодно будем его мотивированно вручать». |
|