453

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   
Регистр н/ф идей Фантастика Рассказы

© Альтшуллер Г.С., 1984
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЧТО ЧИТАТЬ?

Для развития творческого воображения необходимо РЕГУЛЯРНО читать научно-фантастическую литературу. Каждый НФ-рассказ представляет собой, в сущности, разбор упражнения "на фантазию": дана необычная ситуация, рассмотрены ее следствия. Систематическое чтение НФЛ снижает психологическую инерцию, развивает гибкость мышления, помогает видеть и принимать смелые, неожиданные технические решения, приучает к использованию необычных приемов.

Вот, например, рассказ Уильяма Тенна "Срок авансом". Использован прием инверсии ("сделай наоборот"): человек может заранее отбыть наказание, а потом получает за это право на преступление (вплоть до убийства). Рассказ - социальная сатира, но вместе с тем это урок воображения.

В рассказах Роберта Шекли "Запах мысли" космонавт совершает вынужденную посадку на неисследованной планете. Происходит встреча с хищниками, похожими на волков. У этих "волков" (как и у других животных на планете) нет обычных органов чувств: они слепы, глухи, не чувствуют запаха. Космонавту кажется, что он в безопасности, однако "волки" уверенно преследуют безоружного человека, улавливая его мысли. Мир животных-"телепатов" - сам по себе блестящая находка, но Шекли идет дальше, последовательно моделируя поведение человека, которому нужно уцелеть в этом мире. Герой рассказа начинает представлять себя деревом, и "волки" прекращают погоню. Однако к "дереву" слетаются птицы, вновь возникает конфликтная ситуация...

НФЛ - художественная литература. Соотношение сильных и слабых произведений в НФЛ примерно такое же, как в обычной художественной литературе. Судить о качестве НФЛ (как и литературы вообще) надо по сильным произведениям (читать можно и "среднюю" фантастику - она тоже развивает воображение).

Фантастику надо уметь читать. Современная фантастика включает многие поджанры. Главная ошибка состоит в том, что требования, закономерные для одного поджанра, предъявляют к другому поджанру. Например, о фантастико-приключенческой книге говорят, что она "не научна", а прогностическую фантастику ("Туманность Андромеды") упрекают в недостаточной художественности и т.д. Каждое НФ-произведение надо оценивать по законам того поджанра, к которому оно относится. Если в книге фантастические приключения - нужно требовать остроты, напряженности сюжета, но никак не научности. Прогностическая фантастика должна быть сильна именно научностью, обоснованностью. Логикой прогнозов. Сатирическая фантастика ценна силой сатиры и имеет право на любые ненаучные допущения. И т.д. Хорошо рассказано о поджанрах фантастики в книге Г.И. Гуревича "Беседы о научной фантастике" (Москва, изд. "Просвещение", 1983 г.).

Часто жалуются, что фантастику трудно достать. Ту или иную конкретную книгу иногда действительно трудно достать. Но при регулярном чтении надо читать разные книги. Если приложить немного энергии, фантастику вполне можно достать. Один из способов - участвовать в изобретательских конкурсах "Пионерской правды": по каждому конкурсу рассылается 70-80 призов (в том числе - взрослым участникам конкурса) - книги Стругацких, Биленкина, Велтистова и др., сборники "НФ" (изд. "Знание").

Тем, кто приступает к регулярному чтению НФЛ, рекомендуем 25-томную "Библиотеку современной фантастики", выпущенную издательством "Молодая гвардия". Эти 25 томов в целом дают достаточное представление о современной фантастике. В томах 1 и 14 - обзорные статьи. С "Библиотекой" можно познакомиться в любом порядке - не обязательно с первого тома.

В том же издательстве "Молодая гвардия" ежегодно выходят сборники советской фантастики "Фантастика - 71", "Фантастика - 72" и т.д. Выпускает сборники фантастики и издательство "Знание". В то время как 25-томник вобрал много хороших произведений, вышедших за 20-30 лет, ежегодные сборники, естественно, содержат немало слабой фантастики, благополучно забываемой уже на следующий год. Это надо учитывать: по сборникам нельзя судить об уровне НФЛ.

Переводы зарубежной фантастики публикует издательство "Мир". Рекомендуем сборники: Клиффорд Саймак "Прелесть" (1967); Артур Кларк "Космическая одиссея 2001 года" (1970); Хол Клемент "Экспедиция "Тяготение" (1972); сб. "31 июня" (1968); сб. "Музы в век звездолетов" (1969); сб. "Фантастические изобретения" (1971); сб. "Братья по разуму" (1977); У. Ле Гуин "Планета изгнания" (1981); "Солнце на продажу" (1983). Хороший пример приключенческой фантастики "Львы Эльдорадо" Ф. Карсака в его книге "Бегство земли" (Молодая гвардия", (1972). Одна из лучших философских книг - К. Саймак "Город" ("Молодая гвардия", 1974).

Из современной советской фантастики рекомендуем, прежде всего, все произведения И. Ефремова (включая и нефантастические). В 1975-76 г.г. изд. "Молодая гвардия" выпустило подписной трехтомник И. Ефремова (третий том в трех книгах). Но книги И. Ефремова выходили многократно. В первую очередь советуем прочитать "Туманность Андромеды" и "Час быка".

Другие авторы: А. Днепров "Формула бессмертия" (изд. "Молодая гвардия", 1972); А. и Б. Стругацкие "Далекая радуга" и "Трудно быть богом" (то же изд., 1964), "Полдень, ХХII век (Возвращение)", (изд. "Дет. лит.", 1967). "За миллиард лет до конца света" (в журнале "Знание - сила", NN 9-12 1976 и N 1 1977), "Жук в муравейнике" (в книгах и в журнале "Знание - сила" NN 9-12 1979 и NN 1-3, 5-6 1980), Г. Альтов "Создан для бури" (изд. "Дет. лит.", 1970), В. Журавлева "Снежный мост над пропастью" (изд. "Дет. лит.", 1971), С.  Гансовский "Три шага к опасности" (изд. "Дет. лит.", 1971), Р. Подольный "Четверть гения" (изд. "Молодая гвардия",1970).

Отнюдь не устарела фантастика Г. Уэлса, А. Толстого, А. Беляева, К. Чапека - книги этих авторов можно перечитывать, каждый раз находя в них новое. С другой стороны, под рубрикой фантастики иногда выходят книги, не имеющие отношения к фантастике, или просто плохие, художественно и научно беспомощные. Таковы многие книги В. Немцова, А. Казанцева, С. Снегова, Г. Мартынова, А. Колпакова. Повышенный спрос на фантастику вызвал появление произведений, в которых использованы чужие идеи, приемы, ситуации и литературные особенности. "Вторичная" фантастика (В. Михайлов. А. и С. Абрамовы, С. Павлов, Ю. Тупицын, К. Булычев) относительно читабельна, но она светит отраженным светом - это нужно помнить. Чтобы получить ясное представление о том, что такое "вторичная " фантастика, достаточно сравнить подлинник, например великолепный рассказ Криса Невила "Бетти Энн" (сб. "Огненный цикл", изд. "Мир", 1970), с копией - рассказом К. Булычева "Выбор" (сб. "Чудеса в Гусляре", изд. "Молодая гвардия", 1972).

Подлинная фантастика может быть удачной или менее удачной, но автор пишет искренне, переживает, волнуется - и это отражается в тексте. "Вторичная" фантастика мертва: какие чувства могут возникать при механическом переписывании? Сравните, например, два отрывка. Вот подлинник:

"Капитан разрешил говорить сорок минут, Кристаллофон запишет то, что я скажу, спрессует записанное - и на мгновение корабельные реакторы отдадут передатчику всю свою мощь. Короткий всплеск энергии, несущий мои слова, будет долго идти сквозь черное Ничто. Но настанет время - и ты услышишь мой голос".

А вот копия:

"Через сорок минут мысли Эллора, записанные с помощью биотоков, так же как и мысли пятнадцати остальных азориан, будут сконцентрированы в гиперионной депеше. Затем вспыхнет направленный разряд - и чудовищный сгусток энергии уйдет в сторону Земли".

В копии исчезло содержание, волнение подлинника, исчез ритм. Осталась вялая словесная конструкция с мертвыми словами. "Чудовищный сгусток энергии" - для кого он чудовищный? Для космоса?.. "Гиперионная депеша"...

Фантастическая литература более или менее регулярно печатается в ежегодных альманахах "Мир приключений" (изд. "Дет. лит.") и "На суше и на море" (изд. "Мысль"). Публикуют фантастику также журналы "Техника - молодежи" (обычно слабые рассказы), "Вокруг света" (и приложение к журналу "Искатель"; фантастика в "Искателе" за последние годы весьма слабая), "Химия и жизнь" (если бы не засилие Булычева, можно было бы сказать, что рассказы, как правило, хорошие), "Юный техник", "Ровесник", "Уральский следопыт".

Периодически фантастику печатают журналы "ИР" и "ТиН".

Для инженера и изобретателя представляет интерес исследование судеб НФ-идей (что сбылось, что не сбылось, почему и т.д.). Такой анализ есть в трех статьях Г. Альтова: "Долгая вахта Жюля Верна (альманах "Мир приключений", 1963), "Перечитывая Уэллса" (сб. "Эти удивительные звезды", Азернешер, Баку, 1969) и "Гадкие утята фантастики" (сб. "Талисман", изд. "Дет. лит.", Ленинград, 1973).

Обзор развития некоторых традиционных идей НФ дан в отличной книге Вл. Гакова "Четыре путешествия на машине времени" (изд. "Знание", 1984). Общей ориентировке в мире НФЛ могут помочь книги : Г. Гуревич "Беседы о научной фантастике" (изд. "Просвещение", 1983), "Карта страны фантазии" (изд. "Искусство", 1967), Б. Ляпунов "В мире мечты" (изд. "Книга", 1976). Рекомендуем также содержательную брошюру В. Гакова "Виток спирали" (Зарубежная научная фантастика 60-70-х годов - изд. "Знание", серия "Новое в жизни, науке и технике", "Литература" N 5 1980). Тем, кто интересуется историей советской научной фантастики, можно рекомендовать книгу В. Бугрова "В поисках завтрашнего дня" (Свердловск, Среднеуральское кн. изд., 1981).

Приступая к регулярному чтению НФЛ, полезно - для лучшей ориентировки - прочитать какую-нибудь книгу о будущем - обзор прогнозов. Например, "Год 2000 и далее" А. Горбовского (изд. "Знание", 1976). Книга написана живо и отражает современные научные представления о будущем. Недостаток: основные аргументы сводятся к тому, что "академик А. сказал" и "известный ученый Б. предполагает". Но это общий недостаток прогностики.

Особое значение для ТРИЗ имеют материалы по технологии производства новых НФ-идей. Этой теме посвящены две статьи Г. Альтова: "Краска для фантастики" (сб. "Фантастика - 71") и "Этюды о фантазии" (сб. "НФ", вып. 22, 1980, изд. "Знание" ). О занятиях по развитию творческого воображения - в статье Б. Злотина, С. Литвина "Урок фантазии" (сб. "Хочу все знать", изд. "Дет. лит.", Ленинград, 1980).

В журнале "Техника и наука" N 8 1983 опубликована "Шкала оценки фантастических идей". В сущности, это методика анализа новых идей. Шкала используется на занятиях по курсу развития творческого воображения.

Для школ и семинаров по теории решения изобретательских задач имеется пособие М. Амнуэля "Курс НФЛ для инженеров и изобретателей". Обьем - 120 машинописных страниц. В первом разделе рассмотрены основные вехи в истории НФЛ, во втором - современное ее состояние, третий раздел посвящен методам генерации фантастических идей. Все разделы имеют контрольные вопросы и упражнения. На основе третей части этого пособия В. Михайловым и П. Амнуэлем составлена брошюра "Развитие творческого воображения" (методические указания к практикуму), изданная в 1980 г. (тираж 100 экз.) Чувашским госуниверситетом (г. Чебоксары).

Г. Альтшуллер