| АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ-85-ВЧАСТЬ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИКР И ФПШаг 3.1. Формулировка идеального конечного результата (ИКР-1)Шаг 3.2. Усиление формулировки ИКР-1
 Шаг 3.3. Формулировка физического противоречия (ФП) на макроуровне
 Шаг 3.4. Формулировка физического противоречия на микроуровне
 Шаг 3.5. Формулировка идеального конечного результата (ИКР-2)
 Шаг 3.6. Применение стандартов
 
 В результате применения третьей части АРИЗ должен сформулироваться образ идеального решения (ИКР). Определяется также и физическое противоречие (ФП), мешающее достижению ИКР. Не всегда возможно достичь идеального решения. Но ИКР указывает направление на наиболее сильный ответ.
 
 ШАГ 3.1. Записать формулировку ИКР-1:
 икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений,
 устраняет
 (указать вредное действие)
 в течение оперативного времени (ОВ)
 в пределах оперативной зоны (ОЗ),
 сохраняя способность инструмента совершать
 (указать полезное действие).
 ПРИМЕР  
Икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений,
 устраняет в течение ОВ
 "непритягивание" молнии отсутствующим проводящим стержнем,
 сохраняя способность этого стержня
 не создавать помех для антенны.
 Примечание 23. Кроме конфликта "вредное действие связано с полезным действием" возможны и другие конфликты, например "введение нового полезного действия вызывает усложнение системы" или "одно полезное действие несовместимо с другим". Поэтому приведенная в 3.1 формулировка ИКР - только образец, по типу которого необходимо записывать ИКР.
 
 Общий смысл любых формулировок ИКР: приобретение полезного качества (или устранение вредного) не должно сопровождаться ухудшением других качеств (или появлением вредного качества).
 
 ШАГ 3.2. Усилить формулировку ИКР-1 дополнительным требованием: в систему нельз вводить новые вещества и поля, необходимо использовать ВПР.
 ПРИМЕР
 В модели задачи о защите антенны инструмента нет ("отсутствующий молниеотвод"). По примечанию 24 в формулировку ИКР-1 следует ввести внешнюю среду, т. е. заменить икс-элемент словом "воздух" (можно точнее: "столб воздуха на месте отсутствующего молниеотвода").
 
 Примечание
 24. При решении мини-задачи, в соответствии с примечанием 20 и 21, следует рассматривать используемые ВПР в такой последовательности:
 
ВПР инструмента;  
ВПР внешней среды;  
побочные ВПР;  
ВПР изделия (если нет запрета по примечанию 21).  Наличие разных ВПР обуславливает существование четырех линий дальнейшего анализа. Практически условия задачи обычно сокращают часть линий. При решении мини-задачи достаточно вести анализ до получения идеи ответа; если идея получена, например, на "линии инструмента", можно не проверять другие линии. При решении макси-задачи целесообразно проверить все существующие в данном случае линии, т. е., получив ответ, например, на "линии инструмента", следует проверить также линии внешней среды, побочных ВПР и изделия. 
 При обучении АРИЗ последовательный анализ постепенно заменяется параллельным: вырабатывается умение переносить идею ответа с одной линии на другую. Это - так называемое "многоэкранное мышление": умение одновременно видеть изменения в надсистеме, системе и подсистемах.
 
 ВНИМАНИЕ!
 
Решение задачи сопровождается ломкой старых представлений. Возникают новые представления, с трудом отражаемые словами. Как, например, обозначить свойства краски растворяться, не растворяясь (красить, не крася...)? 
 При работе с АРИЗ записи надо вести простыми, не техническими, даже "детскими" словами, всячески избегая спецтерминов (они увеличивают психологическую инерцию).
 
 ШАГ 3.3. Записать формулировку физического противоречия на макроуровне: 
 оперативная зона
 в течение оперативного времени
 должна (указать физическое макросостояние, например "быть горячей"),
 чтобы выполнять (указать одно из конфликтующих действий),
 и не должна (указать противоположное физическое макросостояние, например "быть холодной"),
        чтобы выполнять (указать другое конфликтующее действие или требование).
 Примечания 25. Физическим противоречием (ФП) называют противоположные требования к физическому состоянию оперативной зоны.
 
 26. Если составление полной формулировки ФП вызывает затруднения, можно составить краткую формулировку:
 
 элемент (или часть элемента в оперативной зоне)
         должен быть, чтобы (указать),          и не должен быть, чтобы (указать).   ПРИМЕР Столб воздуха в течение ОВ должен быть электропроводным, чтобы отводить молнию, и должен быть неэлектропроводным, чтобы не поглощать радиоволны.
 
 Эта формулировка наводит на ответ: столб воздуха должен быть электропроводным при разряде молнии и должен быть неэлектропроводным в остальное время. Разряд молнии сравнительно редкое явление, к тому же очень быстро проходящее. Закон согласования ритмики: периодичность появления громоотвода должна быть та же, что и периодичность появления молнии.
 
 Это, конечно, не весь ответ. Как, например, сделать, чтобы столб воздуха при появлении разряда превращался в проводник? Как сделать, чтобы проводник исчезал сразу по окончании разряда?
 
 ВНИМАНИЕ!
 
При решении задачи по АРИЗ ответ формируется постепенно, как бы "проявляется". Опасно прерывать решение при первом намеке на ответ и "закреплять" еще не вполне готовый ответ. Решение по АРИЗ должно быть доведено до конца. 
 ШАГ 3.4. Записать формулировку физического противоречия на микроуровне: 
 в оперативной зоне
         должны быть частицы вещества (указать их физическое состояние или действие), чтобы обеспечить (указать требуемое по 3.3. макросостояние),
 и не должны быть такие частицы (или должны быть частицы с противоположным состоянием или действием),
 чтобы обеспечить (указать требуемое по 3.3. другое макросостояние).
 
 ПРИМЕРВ столбе воздуха (при разряде молнии) должны быть свободные заряды, чтобы обеспечить электропроводность (для отвода молнии), и не должны быть (в остальное время) свободные заряды, чтобы не было электропроводности (из-за которой поглощаются радиоволны).
 
 Примечания
 27. При выполнении шага 3.4. еще нет необходимости конкретизировать понятие "частицы". Это могут быть, например, домены, молекулы, ионы и т.д.
 
 28. Частицы могут оказаться: а) просто частицами вещества, б) частицами вещества в сочетании с каким-то полем и (реже) в) "частицами поля".
 
 29. Если задача имеет решение только на макроуровне, 3.4. может не получиться, потому что дает дополнительную информацию: задача решается на макроуровне.
 
 ВНИМАНИЕ!
 
Три первые части АРИЗ существенно перестраивают исходную задачу. Итог этой перестройки подводит шаг 3.5. Составляя формулировку ИКР-2, мы одновременно получаем новую задачу - физическую. В дальнейшем надо решать именно эту задачу. 
 ШАГ 3.5. Записать формулировку идеального конечного результата ИКР-2: 
 оперативная зона (указать)
 в течение оперативного времени (указать)
 должна сама обеспечивать (указать противоположные физические макро- или микросостояния).
 
 ПРИМЕР Нейтральные молекулы в столбе воздуха должны сами превращаться в свободные заряды при разряде молнии, а после разряда молнии свободные заряды должны сами превращаться в нейтральные молекулы.
 
 Смысл новой задачи: на время разряда молнии в столбе воздуха в отличие от окружающего воздуха должны сами собой появляться свободные заряды, тогда столб ионизированного воздуха сработает как "молниеотвод" и "притянет" молнию к себе. После разряда молнии свободные заряды в столбе воздуха должны сами собой вновь стать нейтральными молекулами. Для решения этой задачи достаточно знать физику 9-го класса...
 
 ШАГ 3.6. Проверить возможность применения системы стандартов к решению физической задачи, сформулированной в виде ИКР-2. Если задача не решена, перейти к четвертой части АРИЗ.
 Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ по четвертой части.
 [<< ЧАСТЬ 2. ] [ ОГЛАВЛЕНИЕ ] [ >> ЧАСТЬ 4. МОБИЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ВПР ] |