55

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – С. 124-127.

ФАКУЛЬТЕТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА

Талант рождается не сразу, он
постепенно совершенствуется...

Н. С. Хрущев

Было время, например, когда задачи по интегрированию решались прямым вычислением интеграла как предела суммы. Математик в каждом отдельном случае отыскивал наиболее удобные приемы и, если его "осеняло", решал интеграл. Затем были найдены общие закономерности (основанные на связи интегрирования с дифференцированием), и интегрировать стали "по формулам". Единой формулы нет. Но есть свод наиболее употребительных формул, есть правила, показывающие, в какой последовательности надо пробовать эти формулы.

Так обстоит дело и с техническим творчеством. Полвека назад творчество конструктора почти целиком основывалось на опыте, интуиции, догадке. В ту пору многие сомневались в том, что можно создать научную теорию конструирования машин. Сомневались в том, что можно учить конструкторскому мастерству. Профессор И. Капустин пишет в своей книге "Как создают машины": "Раньше, когда машин было мало и не была разработана теория проектирования механизмов, их создавали умельцы-механики. С исключительным терпением и упорством они подбирали длины рычагов, точки (шарниры) соединения их, строили десятки вариантов, пока, наконец, удавалось найти нужную траекторию движения. Для того, чтобы быстрее решить задачу, они изготовляли модели из дерева и картона. Да что там — старые умельцы! Не так давно и мы, будучи студентами, вырезали картонные модели механизмов... Теперь наука — теория механизмов — помогает конструкторам быстро и правильно проектировать любые механизмы".

Десять-пятнадцать лет назад от рабочего, техника, инженера требовалось лишь умение осуществлять производственный процесс на своем участке. Ныне этого мало. Нужно еще и активно участвовать в совершенствовании процесса производства. Уже есть заводы, на которых большинство рабочих и инженерно-технических работников — рационализаторы. В бригадах коммунистического труда, как правило, все имеют на своем счету рационализаторские предложения и изобретения.

Пройдут немногие годы, и изобретательство станет нормой работы каждого советского человека, связанного с техникой. Это, разумеется, не означает, что изобретательский труд перестанет носить творческий характер. Труд является творческим, если его результат — создание нового. Сам же процесс создания нового может быть глубоко осознанным и планомерным.

Недалеко то время, когда научная теория изобретательства займет постоянное и прочное место в программах втузов и техникумов. Сейчас уже сделаны первые шаги на пути к этому. В разных концах страны, на многих предприятиях проводятся семинары по методике изобретательства. Инженеры, техники, рабочие учатся изобретать, учатся планомерно и эффективно совершенствовать технику. Эти семинары — прообраз будущих факультетов изобретательства.

Методика изобретательства — не случайная находка, а закономерный этап в развитии технического творчества.

Долгое время из книги в книгу кочевала легенда о сороконожке.

Вот эта легенда:

"Жила-была сороконожка, большое количество ног не мешало сороконожке. Не думая, она ставила ноги так, как полагалось, и никогда не допускала ошибки.

Но вот однажды сороконожка усомнилась: "А может быть, я хожу ненаучно? А вдруг нужно ходить по научному методу?"

И сороконожка решила попробовать.

Она пронумеровала ноги, начертила схему движения, словом, разработала методику ходьбы.

Настал момент испытаний.

Сороконожка заглянула в схему, передвинула первую пару ног, затем — вторую... И тут все спуталось. Не могла сороконожка сообразить, как ей надлежит по методике двигать ногами.

В конце концов сороконожка разорвала чертежи и начала ходить, как раньше. Получилось очень хорошо..."

Смысл этой легенды прост: не надо мудрствовать лукаво, лучший метод — это вообще обходиться без метода.

Что ж, с этим трудно спорить, если речь идет о сороконожке. Пожалуй, сороконожке действительно следует ходить без особой методики. Но человек — не сороконожка. Человек может и должен осмысливать все виды своей деятельности.

В изобретательском творчестве еще немало "белых пятен". Но для человека нет непознаваемого. Настанет время, и эти "белые пятна" будут стерты.


ИЗОБРЕТАТЕЛИ — О МЕТОДИКЕ

В справедливости многих положений методики меня убеждает собственный многолетний опыт... К достоинствам методики я отнес бы и то обстоятельство, что она помогает развитию изобретательства подлинно массового, в котором могут участвовать не только признанные деятели науки и видные специалисты, но и сотни тысяч инженеров, рабочих и механизаторов сельского хозяйства, имеющих склонность к техническому творчеству.

Лауреат Сталинской премии,
изобретатель
Д. Дульчевский

Методика изобретательства окажется очень полезной, особенно для начинающих изобретателей и рационализаторов, при решении многочисленных технических задач, граничащих с конструкторской разработкой вопроса. Поскольку именно такие задачи в большинстве случаев приходится решать изобретателям, методика заслуживает самого серьезного внимания. Ее следует сделать достоянием тысяч, а может быть, и сотен тысяч изобретателей и рационализаторов.

Лауреат Сталинской премии,
изобретатель стереокино
С. Иванов

Нельзя надеяться на "озарение", то есть на случайности. Замена случайностей методикой является рациональной.

Член-корреспондент Академии наук СССР
 Н. Брилинг

Уже сейчас необходимо подумать о том, чтобы в программах высших технических учебных заведений методика изобретательства заняла постоянное и прочное место. Это поможет будущим инженерам успешнее решать задачи технического прогресса и учить изобретательству других. Тогда и к руководству рационализаторской работой на предприятиях будут привлекаться действительно специалисты этого дела.

Инженер
П. Свешников

С помощью методики я уже разработал четыре изобретательские темы и считаю, что она заслуживает одобрения, поддержки и распространения.

Инженер, изобретатель
А. Кунич

Методика работы над изобретением в значительной степени применима и к исследовательской деятельности.

Академик АН Азербайджанской ССР,
лауреат Сталинской премии, изобретатель
М. Далин