168

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., Строительная газета, №146 (666), 8 дек. 1958. - С.4.
"ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЙ ДОМКРАТ"

В системе Министерства строительства Азербайджанской ССР разработан и внедрен новый способ электротермического натяжения холоднотянутой высокопрочной проволоки, предложенный инженером Л. Фильковским и автором.

Как известно, холоднотянутую стальную проволоку нельзя нагревать до столь высоких температур, при которых она получила бы удлинение, необходимое для предварительного напряжения. Это неизбежно ухудшает ее прочностные качества.

Новый способ заключается в том, что нагревается не самая проволока, а тяговый стержень, изготовленный из жаропрочной стали (или, если необходимо, группа стержней). В нагретом состоянии такой стержень соединяется с арматурной проволокой и, охлаждаясь после отключения электрического тока, натягивает ее до необходимых напряжений. После этого стержень отсоединяется.

Таким образом, он играет роль своеобразного электротермического домкрата.

В наших опытах были использованы два тяговых стержня длиной 5 м и диаметром 32 мм из жаропрочного сплава на хромоникелевой основе. Нагрев производился двумя соединенными параллельно сварочными трансформаторами. Продолжительность цикла натяжения арматуры панели перекрытия составляла около пяти минут. При этом в проволоке удалось создать напряжение в 11 250 кг/см2, а в некоторых случаях даже 12 300 кг/см2.

Установка, схема которой показана на рисунке, очень проста и состоит по существу из тяговых стержней и обычных зажимных устройств.

Тяговый стержень помещается внутри кожуха, имеющего теплоизоляцию, что позволяет значительно уменьшить потери тепла, а следовательно, снизить затраты электроэнергии примерно на 20 процентов. При большом сечении стержня можно одновременно натягивать все арматурные проволоки изделия.

Один конец стержня наглухо, через электроизоляционную прокладку соединен с установочным болтом. На втором конце имеется зацеп, также изолированный от тягового стержня.

Форму-вагонетку с уложенной проволочной арматурой торцом упирают в раму установки. Концы проволок через кулачковые зажимы закрепляют на анкерной плите.

При включении электрического тока тяговый стержень нагревается до 700-900 градусов. Так как один его конец упирается в установочный болт, то температурное удлинение происходит только в одну сторону - в сторону формы. При этом зацеп скользит по анкерной плите, пока его крюк не "провалится" в имеющуюся в плите прорезь.

Затем электрический ток отключают и пускают вентилятор, интенсивно охлаждаюЩИЙ тяговый стержень. Это позволяет значительно сократить продолжительность цикла. Охлаждаясь и укорачиваясь, стержень тянет за собой анкерную плиту, а вместе с ней и арматуру.

Контроль натяжения ведется по смешению анкерной плиты относительно шкалы, установленной на раме установки.

После того, как напряжение в арматуре достигает заданного, проволоки фиксируют на форме зажимами, высвобождая кулачковое приспособление установки. Затем форму с натянутой арматурой отправляют на формовочный пост, а на ее место ставят другую.

При внедрении предложенного нами способа строители вынуждены считаться с дефицитностью жаропрочной стали. Учитывая это, нами разработан второй вариант - с использованием для тяговых стержней обычной недефицитной стали.

Этот вариант предусматривает одновременный нагрев электрическим током и тягового стержня, и арматуры. Но в этом случае температура нагрева не 700-900 градусов, а примерно вдвое меньше - 300-350 градусов, что, как известно, не может сказаться на прочности стали.

Как и в предыдущем варианте, нагретый и удлиненный стержень зацепляет анкерную плиту с присоединенной к ней уже нагретой арматурой. Затем ток от стержня отключается. Проволочная же арматура продолжает оставаться под током. Охлаждаясь и укорачиваясь, тяговый стержень дополнительно напрягает арматуру, частично уже удлиненную от нагревания.

Естественно, нагревание до 300-350 градусов одновременно стержня и арматуры дает такой же эффект натяжения, как и нагревание одного тягового стержня из жаропрочной стали на 700 градусов.

Этот комбинированный вариант также испытан и принят к внедрению на заводах сборного железобетона Минстроя Азербайджанской ССР.

На полигоне треста Азгорстроймонтаж сейчас ведутся опыты по применению нового способа электротермического натяжения при стендовом производстве железобетонных конструкций. Сложность состоит в том, что при 50-метровой длине стенда для создания в арматуре расчетного напряжения ее нужно удлинить более чем на 30 см. Такое удлинение требует тягового стержня слишком большой длины. Поэтому мы решили соединять стержни с напрягаемой арматурой с помощью рычагов или полиспастов, которые позволят использовать группу относительно коротких тяговых стержней.

По нашему мнению, такой способ может найти применение и при последующем натяжении арматуры составных железобетонных конструкций (ферм, балок НИИ-200 и т. п.).

Г. Альтшуллер,
старший инженер бюро технической
помощи Министерства строительства
Азербайджанской ССР, Баку