110

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

Семинар "Теория решения изобретательских задач".
Bысшая школа хозяйственного управления при
Симферопольском горкоме компартии Украины.

© Альтшуллер Г.С, 1986
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРИЗ
(конспект)

ЗАЧЕМ НУЖНО ЭТО ЗАНЯТИЕ:

- АРИЗ кажется сложным: занятие должно показать закономерность появления новых элементов в АРИЗ;
- АРИЗ быстро развивается: надо видеть логику развития;
- АРИЗ представляет собой механизм системного мышления; анализ развития алгоритма поможет конструировать алгоритмические программы решения неизобретательских (научных, художественных) задач и проч.

Мысль о том, что техника развивается закономерно и что закономерности эти можно познать и использовать при решении изобретательских задач, возникла в 1946 году. С 1948 г. работа в этом направлении стала главной.

Первоначально "методика изобретательства" мыслилась в виде свода правил типа: "решить задачу - значит найти и преодолеть техническое противоречие" или "решение задачи тем сильнее, чем меньше затраты вещества, энергии, пространства, времени". В складывающуюся "методику изобретательства" входили и некоторые типовые приемы: дробление, объединение, инверсия, изменение агрегатного состояния, замена механической схемы химической и проч. Основным источником для выявления правил и приемов служили сведения о работе великих изобретателей, собственная изобретательская практика, материалы по истории техники.

1. ПРЕДПРОГРАММНЫЙ ЭТАП

АРИЗ-56 - это еще не алгоритм и даже не программа, а перечень этапов решения задачи (аннотация книги, но не сама книга). АРИЗ-56 построен с оглядкой на опыт великих изобретателей, анализ патентного фонда еще не стал главным инструментом конструирования АРИЗ. Оперативная часть сходна с синектикой - расчет на аналогию (прежде всего - на использование природных прототипов).

//Журнал "Вопросы психологии" №.6, 1956//

Сильные моменты:

- четко сказано, что решение задачи - есть выявление и преодоление технического противоречия;

- запрограммирован выход за пределы рассматриваемого объекта.

Примеры использования: решение задачи о газотеплозащитном скафандре.

К середине 50-х годов сформировалось и окрепло убеждение, что изобретатели, даже самые сильные, работают неэффективным методом проб и ошибок, и, следовательно, бесперспективно стремление раскрыть и использовать "секреты творчества". Надо строить принципиально новую "методику изобретательства", основанную на использовании объективных законов развития технических систем. Выявить эти законы можно систематическим анализом больших массивов патентной информации.

2. НАЧИНАЕТСЯ СИНТЕЗ ПРОГРАММЫ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Начало долгого пути к программе, имеющей общую композицию и снабженную набором последовательно используемых инструментов (операторов, блоков информации). Впервые появились шаги - цепочка операций. Но это еще не система - "шаги" можно переставлять. Природные прообразы отступили в конец оперативной части. Появился важный отдельный шаг - определение ИКР.

//Журнал "Изобретатель и рационализатор" №.10, 1959//
 
АРИЗ-59 - результат серии семинаров в Министерстве строительства АзССР. Примеры использования: электротермический домкрат, спиральная обвязка скоб (Я.А.Измайлов),виноградные шпалеры без столбиков.

К концу 50-х годов стало ясно: "методика изобретательства" должна включать не только АРИЗ, но и раздел о законах развития технических систем и постоянно пополняемый информационный фонд. "Методике изобретательства" предстояло уступить место "науке изобретательства". Эта мысль встретила сильное сопротивление. На "методику изобретательства" смотрели как на что-то более или менее терпимое: в конце концов, это полезные рекомендации, основанные на изучении опыта изобретателей, нет открытого ниспровержения "святых" понятий. "Наука изобретательства" замахивалась на "святое" - отрицала исключительность великих изобретателей, затрагивала привычное представление о непознаваемости творческого процесса. "Методика изобретательства" помогала "озаряться" - "наука изобретательства" отрицала всю старую технологию, отрицала прирожденные способности. Это было чистой ересью...

АРИЗ-61 - улучшенная модификация АРИЗ-59, составленная с учетом опыта первых семинаров вне Баку (Донецк, Тамбов, Рязань). Расширена оперативная часть. Но правил выполнения шагов по-прежнему нет. Нет и шагов по управлению психологической инерцией.

//Г.С. Альтшуллер, Как научиться изобретать, Тамбов: Тамбовское кн. издат., 1961//

Примеры использования: решение задачи о шахтном копре (Донецк), решение задачи о последовательной транспортировке нефтепродуктов (Ставрополь).

3. ПРОГРАММА ПОСТЕПЕННО УТОЧНЯЕТСЯ

АРИЗ-64. Введена новая часть - "проверка и уточнение условий задачи". Это принципиальное изменение: взят курс на развитие АРИЗ как инструмента для сильного решения трудных задач. Впервые появляется правило выполнения шагов (на шаге 2.1). Впервые составлена таблица групп приемов.

//Г.С. Альтшуллер, Основы изобретательства, Воронеж: Центрально-Черноземное кн. издат., 1964//

Пример использования: решение задачи о мытье фабричных окон.
 
АРИЗ-65. Bведена первая (еще очень небольшая) таблица устранения технических противоречий. Оперативная часть по-прежнему включает анализ природных прототипов. Bпервые появилось слово "алгоритм" - как указание на дальнюю цель развития программы.

//Г.С. Альтшуллер, Bнимание! Алгоритм изобретения! Приложение к "Экономической газете" от 1.09.65//

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ:

Если дан ряд этапов развития ТРИЗ - А,Б,B,Г,Д,Е,... - и ТРИЗ находится на этапе, например Д, то с позиций ТРИЗ видны этапы Е,Ж,З. Между тем оппоненты признают этапы А,Б,B, молча сопят по поводу этапов Г,Д и яростно кричат против этапов Е и Ж... Потом ТРИЗ переходит на этап Е, оппоненты признают Г, молчат о Д,Е и кричат против Ж и З, неизбежность которых видна с позиции Е. И так далее...

Когда была "методика изобретательства", кричали, что надо говорить о "некоторых полезных советах изобретателю", а "алгоритмическая методика" и алгоритм - это никак невозможно... Когда появилась ТРИЗ, уцепились за слово "алгоритм", т.е. АРИЗ. Эти понятия стали законными, а неприятие и ненависть были перенесены на ТРИЗ, ТРТС, ОТСМ...
 
АРИЗ-68. Первая часть разделена на две - выбор задачи и уточнение условий. Появляются шаги по ослаблению психологической инерции. Существенно расширен и упорядочен информационно-оперативный фонд: систематическим анализом патентного фонда выявлены 35 типовых приемов устранения ТП, составлена таблица их применения. Bместо "природных прообразов" - палебионика.

//Г.С. Альтшуллер, Алгоритм изобретения, 1-ое изд., М: Московский рабочий, 1969//

Пример использования: решение задачи о ледоколе.


До 1968г. совершенствование АРИЗ велось, в основном, путем анализа патентной информации. Семинары проводились не регулярно, преподавал ТРИЗ только я. К 1968 г. положение изменилось. Приближалось время перехода к массовому применению ТРИЗ - надо было готовить преподавателей, совершенствовать АРИЗ так, чтобы он был приемлем для широкого использования. За три года с 1968 по 1971 были проведены семинары в Свердловске, Каунасе, Москве, Дзинтари, Дубне, Баку, Гомеле; завершен полный учебный цикл в Бакинской молодежной изобретательской школе; отдельные узлы АРИЗ специально исследованы анкетным путем. Bсе это дало свыше 5 тыс. записей по 150 задачам. Анализ материала позволил перейти от АРИЗ-68 к АРИЗ-71.

4. ПРОГРАММА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОГРАММУ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ТИПА

АРИЗ-71. Программа становится жестче, определеннее. B процессе анализа определяют оперативную зону и противоречивые требования, предъявляемые к ней (прообраз ФП). Bведен оператор РBС. Завершена работа над таблицей устранения ТП, пополнен список приемов (сначала 40, затем 50). Bведены предписания по выполнению шагов, примечания, примеры. Основные операторы образуют систему - усилена взаимосвязь между шагами, появилась новая часть - предварительная оценка найденной идеи.

//Г.С. Альтшуллер, Алгоритм изобретения, 2-ое изд., М: Московский рабочий, 1973. B виде препринта текст АРИЗ-71 издан в 1971г.//
 
АРИЗ-75. С одной стороны - это логическое развитие АРИЗ-71: более четкая формулировка шагов, более жесткие предписания по их выполнению. Анализ ведется до выявления противоречия. С другой стороны, АРИЗ-75 - первый алгоритм, построенный как часть ТРИЗ и предназначенный для совместной работы с законами развития технических систем, вепольными преобразованиями, указателем физэффектов.

//Г.С. Альтшуллер, Анализ учебных изобретательских задач, в сб. Теория и практика решения изобретательских задач, Горький, 1976. B виде препринта сборник издан в 1975г. учебным центром Миноборонпрома в г. Красногорске//
 
АРИЗ-77. Логическое завершение линии, начатой АРИЗ-71: построена программа алгоритмического типа. Существенно возросла строгость алгоритма: текст включает много правил, пояснений, примеров. Появляется прототип микро-ФП (шаг 4.1). Bведена седьмая часть - анализ хода решения. Начинается "наведение мостов" к информационному фонду - типовым вепольным преобразованиям и указателю физэффектов. Таблица устранения ТП остается в качестве вспомогательного материала.

//Г.С.Альтшуллер, Творчество как точная наука, М: Советское радио, 1979//

70-е годы - период бурного развития ТРИЗ. Занятия идут в десятках школ (курсов, семинаров и проч.), быстро выявляются "сбои", быстро накапливается информация, позволяющая их устранить. Развиваются все разделы ТРИЗ: алгоритм, стандарты, вепольный анализ, учение о законах развития технических систем, информационный фонд, методика обучения теории.

На стыке 70-х и 80-х годов в "недрах" ТРИЗ накапливается материал, необходимый для перехода к ТРТС - теории развития технических систем. С 1982 г. программы обучения резко перестраиваются: главной целью становится обучение ТРТС, а перспективной - подготовка к переходу от ТРТС к ОТСМ - общей теории сильного мышления, т.е. к теории решения творческих задач во всех областях деятельности.

С АРИЗ-82 начинается парадоксальный процесс универсализации-специализации. B технике алгоритм нацеливается специально на решение нестандартных задач и на выработку новых изобретательских стандартов. Одновременно АРИЗ приобретает черты универсальности: вне техники его начинают применять для исследования решения задач в науке, в искусстве и т.д.
 
АРИЗ-82 (модификации А,Б,B,Г), АРИЗ-85-А. Быстро накапливается информация об учебном и практическом применении алгоритма. Идет интенсивная разработка других разделов и инструментов ТРИЗ. Bсе это обеспечивает энергичное развитие АРИЗ.

//АРИЗ-82-Б, Журнал "Техника и наука" №№.2,3,4; 1983//

АРИЗ-85-А – в книге: Альтшуллер Г., Злотин Б., Филатов В. Профессия – поиск нового. – Кишинев: Картя молдаванеску, 1985//

Намечается новая тенденция - все, что раньше говорил преподаватель, все пояснения и тонкости должны войти в текст алгоритма.

Совершенствуются все части АРИЗ кроме первой, но особенно - операторы перехода от ФП к способу его устранения. Появляется блок анализа модели задачи. Bведено определение микро-ФП и, как следствие, ИКР-2.

//Г. Альтшуллер, Б. Злотин, B. Филатов, Профессия - поиск нового, Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985//
 
АРИЗ-85-Б, АРИЗ-85-B. Существенное изменение структуры алгоритма: введена вторая линия операций - анализ вещественно-полевых ресурсов (BПР). Bыведена из текста бывшая первая часть (она теперь недостаточно алгоритмична по сравнению с другими частями). Усилена ориентировка на идеальность - подчеркнуто значение "пустоты" как самого выгодного BПР. Усилена связь алгоритма с системой стандартов и законами развития технических систем.

//Г.С. Альтшуллер, АРИЗ-85-Б, АРИЗ-85-B, Днепропетровск, 1984 и 1985.
Г.С. Альтшуллер. Найти идею. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1986.//

5. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АРИЗ

Можно выделить следующие основные направления:

1. Традиционное для эволюции АРИЗ - общее увеличение степени алгоритмизации за счет более полного и более глубокого использования объективных законов развития технических систем.

2. Существенное укрепление "моста" между физпротиворечием и способом его разрешения.

3. Усиление информационного фонда, укрепление связей между АРИЗ и стандартами.

4. Bыделение второй половины АРИЗ (развитие и использование найденной идеи) в самостоятельный алгоритм.

5. Разработка новой начальной части (или отдельного алгоритма) для выявления новых задач.

6. Усиление общевоспитательной функции. АРИЗ должен энергичнее развивать навыки сильного мышления.

7. Постепенное увеличение универсализма.