699

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 15.11.1977 - С.4
ИЗОБРЕТЕНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ СДЕЛАНЫ ЗАВТРА

Как перевезти по железной дороге хрупкие стеклянные приборы? Лет двадцать назад изобретатели предложили использовать гибкие пластмассовые мешки, в которые закачивают воздух. Они охватывают груз плотно и мягко. "Мешок + воздух" механизм очень простой и удобный. Нужно, например, зажать ломкий предмет при распиловке - используется "воздушный мешок" (авторское свидетельство № 409875).

Потребовалось плотно "припечатать" одну пластинку мощного электропереключателя к другой - снова "воздушный мешок" (патент США № 3305652). Даже тяжёлые гипсовые повязки, накладываемые при переломах, изобретатели предложили заменить "воздушными мешками"...

А можно ли усовершенствовать "воздушный мешок"?

Если вы внимательно следили за нашей изобретательской страничкой, то, наверное, обратили внимание, что есть очень сильный приём: в вещество добавляют железный порошок и действуют на это вещество магнитом или электромагнитом. И вот недавно появилось новое изобретение (авторское свидетельство № 534351): внутрь "воздушного мешка" насыпали железный порошок, а снаружи стали действовать электромагнитом. "Воздушный мешок" приобрёл новое свойство - теперь можно было легко менять силу, с которой мешок прижимается к детали. Пока "омагниченный" мешок предложен для прижатия деталей при шлифовании. Но нетрудно предсказать, что постепенно изобретатели "омагнитят" и многие другие "воздушные мешки".

Как видите, - если знать наиболее интересные приёмы, можно заранее предвидеть появление изобретений.

ПЛЮС ДВЕ МАЛЕНЬКИЕ ПОДЗАДАЧИ...

В задаче спрашивалось: как сделать, чтобы бак автомобиля сам - без всяких приборов - сообщал водителю, что бензин на исходе? Ребята в письмах предлагают подвесить на баке колокольчик. Когда бензина останется мало, колокольчик начнёт звенеть. Что ж, в принципе всё верно. Но шум мотора может заглушить звук. Ребята также советуют поместить в бак погремушку или пластмассовый шарик. Когда бензина останется мало, погремушка начнёт стучать о дно. Остроумная идея: весь бак превращается в своеобразный колокол. Звук будет достаточно сильный. Таких писем пришло много, и нам приятно, что ребята осилили эту задачу. Ведь всего несколько лет назад в США был выдан патент № 3244138 на подобное решение.

Итак, идея найдена. Но теперь надо представить себе, как она будет осуществлена, и решить несколько возникающих при этом небольших подзадач. Первая: как сделать, чтобы плавающий шарик не стучал о боковые стенки бака? Выход простой: сделаем по "экватору" шарика кольцо из мягкой резины. Вторая подзадача: как заставить пластмассовый шарик погромче стучать о дно бака? Ответ очевиден: к шарику надо прикрепить металлический грузик. Металл будет громко биться о металл - и всё.

Каждый раз, найдя идею решения задачи, задайте себе вопрос: а какие могут возникнуть подзадачи? Особых трудностей при осуществлении подзадач обычно не возникает. Главное - не забыть о них. А выигрыш тут большой: усиливается, крепнет основная идея изобретения.

А СОЛНЦЕ ЛАСКАЕТ КРЫЛЬЯ…

Есть изобретения, судьба которых удивительно напоминает рассказанную Андерсеном историю гадкого утёнка. Подобно этому утёнку, их долго "клюют" и осыпают насмешками...

Первый пароход, переплывший Атлантический океан, большую часть пути прошёл... под парусами. Он не вёз ни груза, ни пассажиров. Все трюмы были забиты углем - и всё-таки топлива не хватило. Газеты писали: "Пароходные рейсы через океан - бессмыслица. Ведь нельзя же допускать, чтобы корабль возил только топливо для самого себя!"

Первый пылесос (он был построен в 1901 году) едва умещался в повозке, которую с трудом тянули две дюжие лошади. Это сооружение подъезжало к дому, рабочие разматывали шланг, протягивали его в комнату, запускали двигатели - к чистка начиналась. Сразу же собиралась толпа: над грохочущей машиной смеялись, в неё кидали камнями...

Первые карманные часы были настолько тяжелы, что их нельзя было носить в кармане. Владельцы часов нанимали специальных слуг, которые тащили за ними часы. То-то было насмешек...

Первый солнечный двигатель был очень громоздким, а энергии еле-еле хватало, чтобы приводить в действие маленький типографский станок, печатавший газету "Солнце". В пасмурные дни газета не выходила, это служило поводом для бесчисленных карикатур и насмешек... Но разве идея использования солнечной энергии была ошибочной? В наши дни солнечные элементы работают на спутниках и космических кораблях, дают свет маякам, качают насосы в пустынях.

Новые машины надо оценивать не по их неказистому внешнему виду, а по силе заложенных в них идей. Приходит день, когда гадкий утёнок становится белоснежным лебедем. И, как говорит Андерсен, старые лебеди склоняют перед ним головы, а солнце ласкает его крылья.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей