687

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Г.Альтов "Пионерская правда", 8.10.1976 - С.2
ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ

На заводе изготовляли для лекарств пластмассовые бутылочки с завинчивающимися металлическими крышками. Ежедневно выпускали тысячи таких бутылочек, и каждую надо была проверить: плотно ли закрывается крышка, не пропускает ли она воздух. Для этого бутылочки опускали в бак с водой и смотрели: если появляются пузырьки - значит, герметичности нет. Проверка шла медленно - трудно разглядеть маленькие пузырьки. На контроле были заняты десятки рабочих.

- Что же делать? - спросил однажды директор своих подчинённых. - Есть у вас идеи?

И тут появился изобретатель.

- Есть отличная идея! - воскликнул он. - Даже две идеи.

И он объяснил, как решить эту задачу.

А что предложите вы?

Ждем ваших писем.

НАЙТИ ПРОТИВОРЕЧИЕ

За полтора столетия выдано свыше ста тысяч патентов на изобретения, связанные с велосипедом.

Первые велосипеды состояли из трёх основных частей: двигателя (им был человек), колёс и передачи от двигателя к колёсам. Передача была простая: человек вращал педали, насаженные на вал переднего колеса… Как в детском велосипеде: один оборот педалей - один оборот колеса. Чтобы разогнать велосипед, приходилось очень быстро вращать педали. Но это неудобно, да и утомительно. Возникло противоречие: выиграешь в скорости - проиграешь в удобстве.

Изобретатели нашли выход: они стали увеличивать размер переднего колеса. Появились велосипеды с двухметровым колесом. За один оборот педалей такое колесо успевало продвинуться более чем на шесть метров. Но представляете, как опасно было упасть с двухметровой высоты! Новое противоречие: скорость достигалась за счёт безопасности.

Тут была изобретена цепная передача - как у современных велосипедов. Цепная передача позволила уменьшить размер переднего колеса. Велосипед стал быстроходнее и... неудобнее: на больших скоростях велосипедиста нещадно трясло и подбрасывало на каждой ямке. Снова противоречие! Пришлось изобрести надувные шины.

Каждый раз изобретению предшествовало появление технического противоречия. Да вы и по нашим задачам знаете: сделать изобретение - значит устранить техническое противоречие. Вспомните, например, задачу о вездеходе: чтобы он - не опрокидывался на крутых склонах, корпус надо было опустить как можно ниже, а чтобы вездеход не задевал за камни и неровности дороги, корпус надо было поднять как можно выше.

В наших задачах противоречия лежали на виду, нужно было только их устранить. Но мастерство изобретателя зависит и от умения находить противоречия. Давайте потренируемся.

  1. Спираль электрической лампочки нагрета до 3000 , но свет у лампочки, как вы знаете, желтоватый. Вот если бы нагреть спираль до 5000-6000 , тогда и свет был бы не отличим от солнечного. Повысить температуру спирали нетрудно: надо сделать её тоньше, и она разогреется сильнее. Но какое при этом возникнет противоречие? В чем мы проиграем?
  2.  Один спортсмен решил сделать свой велосипед более обтекаемым. Соорудил из жести обтекаемый корпус и укрепил его на машине. Как вы думаете, какое здесь возникло техническое противоречие? В чем был проигрыш?

ФИЗИКА - КЛЮЧ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИМ ЗАДАЧАМ

Задача об измерении длины прыжка воднолыжника на первый взгляд кажется простой. "Это расстояние можно измерить обыкновенной рулеткой". Но ведь вода не песок и не снег. На воде не остаётся следов. "Сделать в лыжах устройство, которое окрашивало бы воду чернилами". Волны от катера сейчас же сдвинут чернильное пятно... Читатель предлагает растянуть перед трамплином широкую бумажную дорожку: лыжник опускается на эту дорожку, рвёт бумагу, а потом судьи измеряет расстояние до места обрыва. Не очень удачное решение: представляете, сколько бумаги потребуется на тренировки и соревнования?.. "На спине лыжника надо укрепить передатчик, а вдоль линии прыжка расположить два пеленгатора". Сложновато... Предлагают поставить через каждый метр буйки и определять длину прыжка на глаз. Просто, но неточно.

Многие ребята считают, что надо измерить скорость лыжника и время прыжка и по этим данным вычислить расстояние. Но как точно измерить время и скорость?

Решается эта задача с помощью… звука. Если на трамплине укрепить микрофон, то легко поймать момент отрыва лыж от трамплина - сразу прекратится шум. Когда лыжник опустится на воду, возникнет звуковая волна. Через какое-то время она придёт к микрофону. Чем больше длина прыжка, тем больше пауза, в течение которой микрофон молчит. Этот простой и очень точный способ определения длины прыжка предложен советскими изобретателями.

Конечно, чтобы сделать такое изобретение, нужно знать, что звук распространяется в воздухе с определённой скоростью, и использовать это свойство. То есть нужно знать физику. Помните: ваши школьные учебники по физике - это одновременно и первые ваши учебники по изобретательству. Чем лучше вы будете знать физику, тем легче вам будет решать изобретательские задачи.

Практикум для школьников и не только
Рассказы Г.С. Альтшуллера для детей
Рассказы В.Н. Журавлевой для детей