841

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1986
ЕЩЕ 25 ДОКУМЕНТОВ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРИЗ 1983-1985
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ

Академик В.В. Ржевский:

"Необходимо, как мне кажется, для инженера повсеместно создавать школы технического творчества, куда отбирать творчески зарекомендовавших себя или, по крайней мере, обладающих творческим мышлением людей, которых, повторяю, у нас немало. В таких школах опытные наставники будут не только обучать методам решения изобретательских задач, но и направлять творческий поиск в русло наиболее важных проблем, стоящих перед данным производством, отраслью или народным хозяйством в целом.

Я знаю, что подобного рода школы у нас в стране уже есть. Пусть их мало, пусть не отработаны до конца программы, пусть не хватает опытных преподавателей, но все они делают важное и нужное дело. Во всяком случае, практическая их отдача, выражающаяся в целом ряде интересных изобретений, достаточно велика.

Приходится сожалеть, что школ этих мало и деятельность их не опирается ни на какую правовую или уставную основу".

Журнал "Техника и наука", 1986, № 1, с. 39.

Из письма консультанта фирмы "Кодак" (США) - автору книги "Творчество как точная наука" Г. Альтшуллеру:

"Я работаю консультантом отдельных лиц и групп, которые пытаются решать технические и социальные задачи. Недавно я прочел Вашу книгу "Творчество как точная наука". Как человек практически использующий многие из упоминаемых Вами методик творчества, я нахожу Вашу книгу вызывающей размышления и, вероятно, очень полезной. Но недостаточно полное мое понимание не позволяет мне использовать эти концепции на практике.

Мой вопрос: как я мог бы узнать больше о Ваших концепциях и методах? Преподает ли кто-нибудь Ваши методы в США или в Канаде? Ведете ли Вы или Ваши коллеги курсы или семинары? Открыт ли Общественный институт изобретательского творчества для таких людей, как я?.."

14 октября 1985
Кеннет Дж. Лампорт

41.

Из справки, составленной Ермаковым Ю.Г., ведущим конструктором ВПТИэнергомаш (Ленинград).

Список изобретений, созданных по АРИЗ и ТРИЗ выпускником ЛНУНТТ (1978) Ермаковым Ю.Г. (включая изобретения, сделанные с соавторами).

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

а.с. 710736
а.с. 715822
а.с. 658325
а.с. 667397
а.с. 667696
а.с. 740344
а.с. 715839
а.с. 751482
а.с. 688329
а.с. 742333
а.с. 776813

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

а.с. 782911
а.с. 817143
а.с. 808691
а.с. 893334
а.с. 901078
а.с. 910300
а.с. 922452
а.с. 933572
а.с. 933384
а.с. 937137
а.с. 962369

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33

а.с.984878
а.с. 973344
а.с. 979074
а.с. 1044266
а.с. 981821
а.с. 992748
а.с. 1002045
а.с. 1014769
а.с. 1010319
а.с. 1013202
а.с. 1081490

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44

а.с. 1041261
а.с. 1088028
а.с. 1075070
а.с. 1072964
а.с. 1100423
а.с. 1104069
а.с. 1134775
а.с. 1127747
а.с. 1148678
а.с. 1159845
а.с. 900957

45. Заявка №3854656/27-03 от 15.02.85; положительное решение от 01.08.85
46. Заявка №3847258/06 от 29.01.85; положительное решение от 28.06.85
47. Заявка №3859723/25-06 от 25.02.95; положительное решение от 27.08.85
48. Заявка №3856437/25-06 от 15.02.85; положительное решение от 28.06.85
49. Заявка №3884456/25-06 от 15.04.85; положительное решение от 22.10.85

42.

Письмо от 21.01.86 № 6/18 В.М. Злотникова, заместителя генерального директора НПО по топливной аппаратуре двигателей, - ректору ЛНУНТТ В.В. Митрофанову.

"Тов. Волков В.И. работает в ЦНИТА младшим научным сотрудником в лаборатории распределительных топливных насосов высокого давления. Закончил Ленинградский народный университет научно-технического творчества в 1984.

С 1983 им подано 11 заявок на предполагаемые изобретения, получено 3 положительных решения. Ранее заявок не подавал.

Проводит работу по пропаганде ТРИЗ и ФСА, прочитало 2 лекции, оформлено 3 стенда по материалам ТРИЗ и ФСА. В порядке личной инициативы с помощью рабочей группы проведен функционально-стоимостной анализ двух изделий топливной аппаратуры, один из них - с использованием ТРИЗ и с выходом на положительное решение.

В 1985 избран председателем совета ВОИР института.

Дана для предоставления в ЛНУНТТ
по вопросу эффективности обучения ТРИЗ и ФСА".

43.

Справка председателя Одесского областного совета ВОИР И.С. Краюшнина:

О слушателях факультета методики технического творчества и ФСА Одесского Общественного института патентоведения.

1. Объем проводимых двухлетних занятий по ТРИЗ - по 80-120 часов

2. Первый выпуск - 1973.

3. Количество ежегодно выпускаемых слушателей - 15-22 человека

4. Общее количество выпущенных слушателей с 1973 по 1985 - 220 человек

5. По письменным сведениям десяти выпускников (1976-1981):

5.1. Количество заявок после окончания ОИПа - 124

5.2. Количество изобретений и положительных решений - 72

5.3. Количество рацпредложений - 43

5.4. Суммарный экономический эффект - 550 тыс. руб.

6. По устным сведениям 14 выпускников (1974-1983):

6.1. Количество заявок после окончания ОИПа - 141

6.2. Количество изобретений и положительных решений - 76

6.3. Количество рацпредложений - 52

6.4. Суммарный экономический эффект - 405 тыс. руб.

44.

30 июня - 2 июля 1984 в СО АН СССР проведена научно-практическая конференция "Методология и методы технического творчества". Из тезисов докладов:

И.П. Ворчаков. Опыт применения ТРИЗ по формированию семейства устройств для групповой капиллярной пайки.

Перечислены задачи, возникающие при капиллярной пайке, указаны а.с., полученные в результате решения задач: №№ 884180, 1024193, 1013157, заявка № 3500118 от 15. 10. 82, заявка № 3583002 от 21. 04. 83, заявка № 3537831 от 12. 01. 83 (стр. 114).

45.

Из тезисов докладов на той же конференции:

В.А. Власов, А.Б. Селюцкий. Из опыта практического применения ТРИЗ при совершенствовании окорочного оборудования целлюлозно-бумажной промышленности.

Изложена работа, выполненная в ПО "Петрозаводскбуммаш" по совершенствованию корообдирочных барабанов. Получено 9 авторских свидетельств (№№ 722761, 804436, 982916 и др.). "Пока в конструкциях барабанов внедрены 3 из 9-ти основных изобретений, созданных с помощью ТРИЗ. Это способствовало экспорту барабанов и неоднократной аттестации их на Высшую категорию качества" (с. 109).

46.

Из тезисов докладов на той же конференции:

И.М. Шаргородский. Пример применения стандартов ТРИЗ на творческом этапе ФСА.

Описано решение конкретной технической задачи с применением ТРИЗ на творческом этапе ФСА, с. 12 - 22.

47.

Из письма Ю.И. Ступникера, преподавателя Днепропетровского народного университета научно-технического творчества.

"Информация из справки о работе школы ТРИЗ во ВНИПИокеанмаше (г. Днепропетровск), ее организатора (моего выпускника 1985) В.А. Баранова: "...приказом директора института в октябре 1985 организована школа ТРИЗ. Число слушателей - 21 чел. По состоянию на 7 февраля слушателями поданы три заявки на предполагаемые изобретения. Готовятся еще две. Все изобретения (заявки) подготовлены с использованием ТРИЗ".

48.

Савицкий Владимир Николаевич. Из письма от 21.06.85:

"Я - инженер, работаю в НИИ, недавно прочитал ваши книги "Алгоритм изобретения" и "Творчество как точная наука" и "открыл" для себя интереснейшее увлечение - решение творческих задач. Подал 5 заявок на предполагаемые изобретения, пришло два положительных решения, имею несколько внедренных рацпредложений.

Сейчас стараюсь увлечь и свою дочь Любу - ученицу 4 класса, рассматриваем вместе типовые приемы решения творческих задач, затем решаем учебные задачи..."

49.

Дмитренко Дмитрий Анатольевич. Из письма от 4.12.85:

"Чуть о себе: специалист в области обработки металлов давлением, кандидат технических наук, 28 лет. Сфера научных интересов, как теперь принято говорить, - создание научных основ для разработки технологических процессов новых крупных поковок ответственного назначения.

Дело в том, что мне совершенно случайно попалась Ваша работа "Творчество как точная наука", М., Советское радио, 1979 - по теории РИЗ. Да и почитать ее решил так, от нечего делать (в отпуске я). Но скажу, что раньше ничего не слышал о возможности организовывать процесс творчества, управлять им. Но верить в это не верил и за науку сие на считал, а потому пребывал (как теперь оцениваю) в положении слепого котенка, тыкающего во все стороны носом в поиске молока; и как мне ни досадно, вынужден это признать. Владей я этой ТРИЗ - сэкономил бы (это теперь ясно) месяцев 6-7..."

50.

Тихомиров Владимир Игнатьевич, - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор экономических наук, проф. Из письма от 10.10.85:

"...Ваша система вошла в учебный план втузов и одобрена НТ Советом Минвуза СССР. Мы, в частности, излагаем ее в МАИ на всех технических факультетах и пропагандируем её".

51.

Шмигальский Владимир Никифорович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Симферопольского филиала Днепропетровского инженерно-строительного института. Из письма от 24.04.85 в газету "Известия":

"АРИЗ направляет творческого работника к решению задачи по кратчайшему пути, резко уменьшает количество перебираемых вариантов и, нацеливая на ИКР, позволяет находить решение задач на очень высоком уровне.

Регулярное применение АРИЗ развивает диалектическое мышление, помогает преодолевать психологические барьеры при создании новой техники и разработке более совершенной технологии, обогащает человека пониманием закономерностей развития технических систем.

Основные идеи ТРИЗ могут быть перенесены на другие виды творчества (искусство, наука), поскольку они также развиваются, преодолевая противоречия.

Таким образом, творчество уже имеет технологию. Она быстро совершенствуется и должна незамедлительно осваиваться инженерными кадрами. Для этого, помимо школ и семинаров по изучению ТРИЗ и АРИЗ, необходимо создать соответствующий учебник для вузов и начать планомерное и направленное обучение и повышение квалификации инженерных кадров методологии научного творчества".

52.

Шитов Вячеслав Гаврилович, кандидат физико-математических наук, изобретатель. Из письма от 23.04.85.:

"За прошлый учебный год (83/84) мне, несмотря на большую загруженность по учебной работе, удалось подать 11 заявок на изобретение; оформление, печать и вся оргработа лежала практически на мне. На сегодняшний день итог - восемь положительных решений и авторских свидетельств, одно решение о запросе (идет переписка) и два отказа (идет переписка). Хоть я и не новичок в изобретательском деле (и до этого уже подал около 50 заявок на изобретения), в среднем получал 1-3 авторских свидетельств и положительных решений в год. Но прошлогоднему сдвигу обязан, конечно же, знакомству с Вашей Теорией решения изобретательских задач. Так, непосредственно по стандарту решена одна задача (о ней я писал сразу же после семинара 1984 В.Р. Фею) - получено положительное решение на способ. По АРИЗ-85-А эта же задача решена была более изящно и, если намерения по каким-либо причинам в соответствующей организации не изменятся, можно надеяться на хорошее внедрение. По решению, найденному по АРИЗ-85-А, также получено положительное решение на способ. К слову сказать, решением этой задачи МПиО я занимался с 1975".

53.

Из справки о результатах использования ТРИЗ в 1983-1985 Девяткиной Н.А. и Девяткиным С.П.:

"До знакомства с ТРИЗ Девяткиной Н.А. не было подано ни одной заявки на изобретение. Девяткиным С.П. было подано 2 заявки, по одной получено авторское свидетельство.

Девяткин С.П. прошел курс обучения ТРИЗ на семинаре 1983 года, который проводил Г.С.Апьтшуллер в г. Новосибирске. Кроме того, он прошел курс обучения в Куйбышевском СИП у преподавателя ТРИЗ Сальникова В.Н. В январе 1985 года участвовал в семинаре по ТРИЗ в г. Пенза (преподаватели: Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин и Б.Л. Злотин).

Девяткина Н.А. прошла курс обучения ТРИЗ в г. Ленинграде, в НУНТТ, руководимом В.В. Митрофановым, в 1981/82 учебном году. Двухгодичный курс она прошла за один год. В 1983 участвовало в семинаре по ТРИЗ в г. Новосибирске.

После обучения

1. Количество поданных заявок на изобретения: 49

2. Количество авторских свидетельств: 8

3. Нерассмотренных заявок ВНИИГПЭ: 21

4. Использовано изобретений: 1 (а.с. № 1201063)

5. Экономия от использования изобретения: 8000 руб.

О нашей практике использования ТРИЗ докладывалось на Школе передового опыта в марте 1985 года на ВДНХ СССР. Доклад опубликован в "Сборнике докладе: школы передового опыта новаторов и передовиков производства". ВДНХ СССР, март 1985, М., ЦНИИинформации, 1985.

54.

Из справки о результатах обучения слушателей ТРИЗ в 1984-85 - в народном университете научно-технического творчества в г. Ишимбай. Преподаватели - Н.А. и С.П. Девяткины.

1. Общее количество слушателей: 17

2. Изобретатели и рационализаторы до обучения: 1

3. Состав группы: 4 рабочих, 13 ИТР

После обучения

1. Подано рацпредложений: 6

2. Экономический эффект: 5000 руб.

3. Подано заявок на изобретения: 23

4. Получено положительных решений: 2

55.

Дополнительно к документу № 39.

Справка филиала "Оргстройпроекта" № 110-К/21.52 от 20.01.83

"О влиянии учебного семинара по ТРИЗ на творческую активность сотрудников".

Сотрудниками предприятий в течение 1982 года оформлено 80 заявок на предполагаемые изобретения.

Динамика заявок следующая:

С января по октябрь - в среднем 5 штук в месяц.

После проведения учебного семинара по ТРИЗ (с 4 по 22 октября, преподаватель - Г.С.Альтшуллер), количество подаваемых заявок составило 15 штук в месяц.

Количество изобретателей увеличилось в 1,9 раза.

Начальник патентной группы: А.И. Кузина
Председатель Совета ВОИР: В.Н. Почанин

56.

Сычев Валерий Викторович, кандидат технических наук, заведующий кафедрой Ростовского филиала ЦИПК. Из письма тов. М.С. Горбачеву:

"За публикациями по ТРИЗ пристально следят за рубежом, большинство из них в короткие сроки переводится и издается. Нельзя допустить, чтобы получилось, как с непрерывной разливкой стали, когда по созданной у нас в стране технологии ФРГ, Англия, США выплавляют в 2-3 раза большую долю стали. Необходимо в короткие сроки организовать массовое обучение ТРИЗ, внедрение в науку и производство. По отзывам преподавателей ТРИЗ в других городах, участвуя в организации и проведении занятий, знаю, какой интерес они вызывают у слушателей. Аудитории всегда переполнены, много вопросов, нередко решаются конкретные производственные задачи, которые не могли решить годами. Предлагаю внести в проект "Основных направлений..." пункт: "Ввести во всех технических вузах курс "Основы технического творчества" с обязательным изучением Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В течение ХП пятилетки в крупных вузах создать кафедры технического творчества. Систематически проводить обучение методам технического творчества в системе повышения квалификации".

57.

Обучение аспирантов. Из письма А.И. Купрюхина, доцента Новосибирского электротехнического института, кандидата технических наук, преподавателя ТРИЗ, - Г.С. Альтшуллеру (от 3.02.86):

"В январе провел ознакомительный курс по ТРИЗу для аспирантов второго года обучения (30 слушателей). У них появился интерес - замучили меня вопросами: где, когда, как можно углубить знания (или получить в полном объеме). В НЭТИ для аспирантов я читаю вот уже второй раз. Наряду с этим курсом им преподаются дисциплины: планирование эксперимента, математические методы оптимизации, статистические методы анализа и т.д.

Мнение аспирантов о курсе ТРИЗа весьма положительное, говорят, что это единственный курс с прагматической ценностью".

58.

Истоки новаторства: Очерки о психологии поиска. Выпуск второй. Свердловск. Сред.-Уральское книжное издательство, 1986.

Из статьи В.К. Гребнева, токаря-инструктора объединения "Турбомоторный завод", председателя заводского совета новаторов, заместителя председателя Свердловского областного совета новаторов, "ТРИЗ и фантастика" (с. 47 - 54):

"В общем, оказалось, что без револьверной головки вполне можно обойтись и выполнить всё, что от неё ожидалось. Мне и самому это было удивительно. Ведь столько лет никто не посягал на незыблемый вроде бы её авторитет! И я никак не собирался. Нужда заставила. Да ТРИЗ помогла.

Помогла мне ТРИЗ и в другом случае - сделать универсальной справку для расточки рабочей части кулачков токарного патрона...

Помогает ТРИЗ и в решении проблем экономических - связанных с режимом экономии. Только поначалу это кажется несовместимым. Но ведь экономические проблемы можно решать и средствами технической рационализации. А тут ТРИЗ - первая помощница...

Признаюсь, принципиальное решение подобных рационализаторских задач в последние годы отнимает у меня куда меньше времени, чем прежде. Во-первых, потому что ТРИЗ, которую я раньше не знал, дает достаточно надежные способы решения технических задач. И что особенно важно, способы индивидуальные, в отличие от коллективных приемов мозгового штурма, синектики и других.

Во-вторых, в памяти накапливается немалое число хорошо отработанных комбинаций, которые позволяют быстро решать новые задачи уже старыми для меня способами. Они применяются к задаче поочередно - как смена инструментов в токарне оправке, про которую говорилось в начале статьи".

59.

Справка, присланная Р.К. Энглиным (Ленинград):

"Я - Энглин Роберт Кальманович, старший научный сотрудник НПО "Ритм", кандидат технических наук, изучал ТРИЗ в Ленинградском народном университете научно-технического творчества в 1978-1979. До поступления в университет имел 48 авторских свидетельств, которые подучил за 16 предыдущих лет. После окончания университета и изучения ТРИЗ за 6 последующих лет стал автором еще 88 изобретений. Все мои 136 изобретений являются служебными и созданы по тематике выполняемых мною НИР.

16.02.86
Р. Энглин

60.

Письмо Л.И. Вулло (Пенза):

"Уважаемый Генрих Саулович!

На Ваш запрос об эффективности обучения ТРИЗ могу сообщить следующее.

С момента окончания института (1972) до начала обучения ТРИЗ на Вашем семинаре в ЦДНТП (1982) мною было подано (за 10 лет) всего 5 заявок на изобретения. Из них 4 заявки были отклонены. По одной заявке получено а.с. № 1071966. Экономической эффективности от использования а.с. №1071966 получить не предполагалось. Изобретение не внедрено до сих пор.

За три года после начала обучения (с 1983 по 1985) мною было подано 24 заявки на изобретения. На сегодняшний день получено 2 авторских свидетельства (а.с. №№ 1117691 и 1188683), одно положительное решение (заявка № 3700715/21) и 2 окончательных отказных решения. Находятся на рассмотрении 19 заявок: №№ 3707620/21, 3707606/21, 3707618/21 и др.

Расчетный экономический эффект, согласно утвержденному заключению по заявкам, составляет 31419 руб. на одно изделие (измерительную установку). Внедрению подавляющего большинства предложенных технических решений не вызывает сложностей, поскольку базируется на комплексном использовании уже имеющихся серий выпускаемого оборудования. (Это позволяет рассчитывать на незамедлительное повсеместное широкомасштабное внедрение изобретений).

Если до начала обучения я не занимался научно-технической пропагандой (хотя и закончил "Школу молодого лектора" еще в институте, а также курсы ВГКПИ в 1979), то после начала обучения я 3 года обучаю молодых изобретателей основам технического творчества в Приволжском доме научно-технической пропаганды. Кроме того, я сам занялся научно-исследовательской работой по научной методологии изобретательства, участвовал в работе Новосибирской (1984) и Петрозаводской (1985) конференций разработчиков ТРИЗ.

Повышение своего творческого потенциала и общественной активности считают прямым следствием обучения ТРИЗ. Такого же мнения придерживаются другие слушатели Ваших семинаров в ПДНТП, с которыми мне приходилось беседовать.

Разрешите выразить Вам глубокую признательность за самоотверженный труд.

С уважением, ведущий инженер НИИВТ...

61.

Из письма (от 19.02.86) Э. Злотиной и В. Петрова, преподавателей ТРИЗ (Ленинград):

"Об эффективности ТРИЗ.

Слушатели ИПК судпрома Горшков А.И. и Ильинский И.Н. решили производственные задачи, на которые выданы авторские свидетельства №№ 889522 и 93084. Они внедрены с общим экономическим эффектом более 400 тыс. руб".

62.

Дополнительно к документу № 25:

Справка об итогах обучения студентов и молодых специалистов Минского радиотехнического института основам ТРИЗ в школе молодого изобретателя.

С осени 1976 по весну 1983 прошли обучение 102 слушателя (73 студента и 29 молодых специалистов). Из них 58 - по 80-часовой программе, 44 - по 40-часовой.

Помимо этого, в 1980 на базе школы проведен 120-часовой семинар для ИТР ряда предприятий г. Минска (44 слушателя).

В 1983 проведено анкетирование бывших слушателей школы для выявления эффективности практического применения ТРИЗ. На анкету получено 28 ответов (остальные слушатели не были опрошены из-за отсутствия адресов, командировок и пр.). Результаты анализа анкет:

  • примерно за три года после изучения ТРИЗ подано заявок с применением ТРИЗ: 197;
  • получено положительных решений: 130;
  • среднее число авторов в изобретении: 2 (по стране в целом - 3,6).

Наибольшую активность проявили слушатели, освоившие большие программы (80 и 120 часов).

Кроме того, с применением ТРИЗ написаны 22 статьи, поданы 24 рацпредложения.

Ответившие на анкету указали, что при использовании ТРИЗ происходит ускорение поиска решения задачи, повышение творческого уровня решения, а также появляется желание активно искать нерешенные задачи.

Преподаватель минской школы ТРИЗ,
Хоменко Николай Николаевич

63.

Дополнительно к документу 62. Данные по Минской школе на февраль 1986. Из справки нынешнего руководителя школы Н.Н. Хоменко:

"Слушателями и преподавателями Минской школы ТРИЗ защищены 4 диссертации:

а. Цуриков В.М. - ЗВМ - созданы программы сортировки данных на ЭВМ производительностью в 200 раз выше, чем у стандартных программ (см. журнал "Изобретатель и рационализатор" №6-1985, с. 29).

б. Мордачев В.И. - радиотехник - производительность и информативность контроля выросла на 3-5 порядков, условный экономический эффект по законченным хоздоговорным работам на сегодня 500 тыс. руб., при работе над темой диссертации получено 27 а.с. и положительных решений, три заявки на рассмотрении.

в. Девойно И.Г. - машиностроение - разработан технологический процесс изготовления малогабаритных, малозазорных штампов (электро-эрозионная обработка). Получено 2 а.с., реальный экономический эффект на сегодня - 80 тыс. руб., внедрение расширяется.

г. Бачило Л.С. - радиотехник - на 1-3 порядка повышается достоверность воспроизведения сигнала. Подано 3 заявки, получено одно положительное решение. С этого года начнется внедрение.

Стандартный вопрос к защитившимся: "Использовали ли вы ТРИЗ при работе над диссертацией?"

Стандартный ответ (с небольшими вариантами): "Обязательно! Это ведь стиль мышления".

... спустя 3-4 года после окончания учебы были опрошены 34 человека (те, кому можно было позвонить по телефону, либо те, с кем легко организовать встречу): подано 211 заявок, подлчено 142 а.с., сделано 25 рацпредложений, написано 39 статей.

23.02.86
Хоменко Н.Н.

64.

Из справки, присланной в феврале 1986 В.Е. Минакером (Москва):

"Элементы ТРИЗ использованы при проведении ФСА центрифуги ФМБ-1601К-01. На ТРИЗ даны ссылки в тексте отчета и в списке литературы. В результате внедрения рекомендаций ФСА металлоемкость уменьшена на 38%, энергоемкость - на 40%, влажность обезвоженного материала - на 13%, индекс производительности увеличился на 76%. Ожидаемый экономический эффект - 13,989 тыс. руб. в год на одну центрифугу и 1678,7 тыс. руб. в год на годовой выпуск машин.

УДК 658.155.621.928.3 Функционально-стоимостной анализ № гос. рег. 01850040101 центрифуги ФМБ - 160К - 01.

Заключительный отчет.
Москва. 1986

65.

Из сообщения В.М. Жабина, руководителя школы научно-технического творчества на Красногорском оптико-механическом заводе (письмо от 21.01.86):

"Информация по эффективности ТРИЗ:

Изобретения Вашего бывшего слушателя (Красногорск, 1976) Эфроимсона В.Г. внедрены в киноаппарате "Кварц 8Х", поступившего в розничную продажу в 1985.

а.с.№

экономический эффект

475591

63000 руб.

476536

45000 руб.

890351

67500 руб.

всего:

175500 руб.

Изобретения моего бывшего ученика Полиновского В.А. (успешно решал Ваши задачи в "ТиН", живет в г. Истра), которые он сделал с соавторами, внедрены:

а.с.№

экономический эффект

733302

71000 руб.

733303

54250 руб.

733320

11000 руб.

1013892

50000 руб.

всего:

182250 руб.

Как уже сообщал, внедрено изобретение Мейтина В.А.

а.с.№

экономический эффект

693110

70000 руб.

Всего по школе: 431750 руб.