855

Официальный фонд Г.С. Альтшуллера

English Deutsch Français Español
Главная страница
Карта сайта
Новости ТРИЗ
E-Книга
Термины
Работы
- ТРИЗ
- РТВ
- Регистр идей фантастики
- Школьникам, учителям, родителям
- ТРТЛ
- О качестве и технике работы
- Критика
Форум
Библиография
- Альтшуллер
- Журавлева
Биография
- Хронология событий
- Интервью
- Переписка
- А/б рассказы
- Аудио
- Видео
- Фото
Правообладатели
Опросы
Поставьте ссылку
World

распечатать







   

© Альтшуллер Г.С., 1985
ВСЕ ЗАКОНОМЕРНО

В феврале с.г. истек срок представления материалов на конкурс программ для школ НТТМ, проводимый ЦК ВЛКСМ, Госкомизобретений, Академией педнаук. Я отправил на этот конкурс две программы /"Икар" - подготовка пользователей ТРИЗ и "Дедал" - подготовка преподавателей/ - комплекс "Икар" и "Дедал". Копии послал в ряд городов - для ознакомления. Сейчас получаю письма: "Зачем вы проделали эту большую работу?! Итоги конкурса предопределены, премии получат Имамалиев и еще кто-нибудь..."

Я не ребенок и отлично знаю, что итоги конкурса предопределены; знаю, что "Икар" и "Дедал" имеют один шанс из миллиона. Но не будь и этого шанса, я бы все равно подготовил и послал программу. Если на конкурс не представлена образцовая программа по обучению ТРИЗ, организаторы вправе сказать: сами виноваты - не выслали материал. Теперь иное дело. Теперь иное дело. Есть подробная и хорошо обоснованная программа обучения ТРИЗ, обобщающая почти сорокалетний опыт обучения. Отдавая предпочтение неработоспособной программе Имамалиева, жюри берет на себя ответственность. Мне скажут: спокойно возьмет и не почешется. Ну и пусть! Это дело совести жюри. Мы должны действовать по своим нормам. Пусть жюри судит предвзято и нечестно. Мы должны играть и в этих условиях - и играть честно.

В одном письме есть такие строки: "Программа попадет в грязные лапы Имамалиева, он попытается ее присвоить, как пытался присвоить "филиалы АзОИИТ" и АРИЗ. Ну, попадет программа в упомянутые лапы. И что? В эти лапы в свое время попали АРИЗ-75 и АРИЗ-71. Имамалиев не смог освоить материалы и начал их резать и портить: выбросил все о противоречиях, сократил в четыре раза алгоритм, превратил его в смешной "Спринт" (даже на название не хватило выдумки). Состряпать "Спринт" можно было и другим путем, идя от нуля. Это много проще, чем идти к "Спринту" от АРИЗ.

Я видел программу Буша, представленную на тот же конкурс. Убогая мешанина старых приемов и методов. Ни звука о ТРИЗ. ТРИЗ давно вышла за пределы понимания Имамалиева, Буша и им подобных. Что они могут украсть? В последней книге Половинкина есть "ИТР" - идеальное техническое решение. Ну, стащил ИКР, переименовал в ИТР /термин привычно расшифровывающийся как "инженерно-технические работники"/ - кому это страшно? Мы ведь работаем на другом уровне, выявляя и используя тонкие механизмы ИКР.

Смешно, но следовало бы специально раздавать нашим "друзьям" кусочки из ТРИЗ и даже целиком старые АРИЗы. Вот А. Попов. Он когда-то потратил какое-то количество умственных калорий на изучение АРИЗ-71 и теперь этот АРИЗ для него лучше всех последующих. Еще бы! Сколько надо калорий на освоение современного ТРИЗ!.. Пусть рассказывает об АРИЗ-71, это невольно выводит лучшую часть слушателей на книги и статьи по ТРИЗ...

Необходимо отметить и следующее. Работа над комплексом программ "Икар" и "Дедал" нужна была, прежде всего, для развития обучения ТРИЗ. Новые разработки по ТРИЗ находят отражение в печатных материалах и препринтах. Благодаря этому, они быстро становятся доступны всем преподавателям и разработчикам ТРИЗ. Хуже обстоит дело с обобщением опыта обучения. Материалов по методике обучения очень мало, они не отражают наиболее ценный опыт - последние 3-5 лет. По организации обучения на втором курсе, насколько мне известно, вообще ничего нет. Положение необходимо было исправлять. Начинать это следовало с обобщающего материала - комплекса учебных программ для подготовки пользователей ТРИЗ (первый курс) и преподавателей ТРИЗ (второй курс).

Думаю с программой все ясно: работа нужна нам самим, ее необходимо продолжить, в частности подготовить методические указания по проведению занятий.

Сложнее обстоит дело с философским вопросом в другом письме: "За последние годы ТРИЗ добилась несомненных успехов. Почему же на первый план выдвигаются такие, как Имамалиев, Попов... (список значительно длиннее, я не привожу все фамилии).

Чтобы полно и обоснованно ответить на этот вопрос, необходимо привлечь ряд законов: закон согласования ритмики, закон сохранения глупости и др. Это тема для капитальной разработки. Я ограничусь лишь применением закона сохранения глупости.

Напомню суть этого закона. Допустим, общепринято, что Земля имеет форму чемодана. И вот некая экспедиция, побывав в космосе, привезла неопровержимые данные, что форма Земли - геоид. Согласно закону сохранения глупости, не произойдет перехода от "Земля-чемодан" к "Земля-геоид". Сначала будут упорно утверждать: "Чемодан, чемодан, чемодан..." Лет через сто смелый новатор скажет: "Братья, Земля не чемодан, а скорее - вещевой мешок". Новатор получит Нобелевскую премию и на пару веков затормозит признание следующей гипотезы: "Земля имеет форму тыквы". Потом еще век, другой потребуется для перехода к идее "Земля - шар". А там рукой подать до "Земля - геоид".

Название закона может ввести в заблуждение: кажется, что все происходит из-за глупости. Это не совсем так. Мне, например, представляется загадочным следующее (не единичное) явление: способный преподаватель вдруг останавливается на АРИЗ-77 или на АРИЗ-82 и начинает держать курс на изоляцию своей школы от общесоюзного движения ТРИЗ.

Я не понимал причин: ведь человек видел необходимость постоянного развития ТРИЗ, жадно искал новые материалы, а тут - семинар в его городе; приходи, получай кипу новых материалов... Нет, не приходит.

Глупость? Ничуть! Сознательная позиция. Пока нет единой системы обучения ТРИЗ. Поэтому нет единых требований и нет конкуренции. Школа, в которой работает наш преподаватель, спрятана в недрах ведомства. Никто не требует современного изложения ТРИЗ. Наоборот, всем выгодно идти "с тылами": "передний край" подвергается ударам, там много синяков и шишек и совсем мало пышек. А продвижение "с тылами" дает обратную формулу: мало синяков и шишек, много пышек... Будет очередная статья типа "Претензии", она ударит по "переднему краю", в тылах она практически не скажется.

Как видите, не глупость.

Во времена АРИЗ-71 "тыловики" канючили: "Нет, слишком сложно, вот АРИЗ-68, это была вещь..." Сегодня передний край проходит по АРИЗ-85-Б, и "тыловики" (в меру своей тыловитости) располагаются на дистанции от АРИЗ-71 до АРИЗ-82. Где-нибудь в 1990 г., когда будет АРИЗ - 90, тыловики скажут: "Нет, слишком сложно... Вот АРИЗ -85-Б - это была вещь!"

Нет желающих с гордостью признать: "Я иду в тылах, потому что это проще, безопаснее и можно мародерствовать..." Так не говорят. С глубокомысленным видом заявляют: "Вот АРИЗ-68, это была вещь..."

Все-таки, видимо, это глупость. Человек теряет возможность творчества. Мародерство доходнее, но безрадостнее.

Иногда кажется, что во внедрении ТРИЗ много случайного: случайно "испортился" ТиН, случайно "ушла в кусты" такая-то школа, случайно застрял на старом АРИЗе такой-то преподаватель, случайно Альтшуллера не пригласили на совещание, предшествующее конкурсу программ НТТМ...

Ничего случайного нет!

Надо анализировать события, используя законы развития систем.

6/4-85